Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

командирован в Екатеринбург, чтобы ознакомиться на месте с уральским камне­ резным делом. В это время оно переживало тяжелый кризис: многие мастера были мобилизованы, часть мастерских закрыта или работала с третью состава. Посетив мастерские Липина, Лазарева и других , Бирбаум отобрал на их складах значи­ тельное количество цветного камня и там ж е, в Екатеринбурге, составил эскизы для их обработки. Следует упомянуть о приобретении фирмой Ф аберже на Колыванской гра­ нильной фабрике целой серии мелких изделий, технически хорошо выполненпых. Судя по их рисункам, можно предположить, что эти вещи изготовлены были давно и лежали долгие годы на складе фабрики. Из Колывани ж е фирмой была выписана коллекция образцов яшмы и других пород (более 100 штук). Долгое время главными заказчиками братьев Фаберже были члены царской фамилии и придворные круги; в 90-х годах прошлого столетия к ним присоедини­ лась финансовая и торговая бурж уазия П етербурга. Одна общая черта отличала всю клиентуру — ее слепое преклонение перед всем заграничным. Не задумы­ ваясь, платили невежды-богачи за границей бешеные деньги за работы, значи­ тельно уступавшие по качеству русским ,— и не проходило дня, чтобы не прино­ сились в починку такие «шедевры». Почти все царские заказы были спешные, требовали исполнения быстрого, как по мановению волш ебногож езла. Хотя, прежде чем заказ доходил до Фаберже, он подолгу застревал у разных чиновников двора, а художникам и ювелирам оста­ вался очонь краткий срок для его выполнения. Заказы поступали через управление Кабинета или непосредственно от царского семейства. Особенный интерес пред­ ставляли ежегодные заказы на «пасхальные яйца», в выборе сюжетов и выполнении которых Ф аберже предоставляли полную свободу. Таких яиц было исполнено всего 5 0—60, причем сюжеты их не повторялись и работа отличалась большой сложностью . Яйца эти почти всегда открывались и в них помещалась какая-нибудь вещица в виде сюрприза. Чтобы дать понятие о том, что представляют собой эти работы, опишем некоторые из «пасхальных яиц», изготовленных фирмой Ф аберж е. 1. Яйцо из горного хрусталя, лежащ эе на ажурном постаменте; внутри яйца золотое дерево с цвотами из молких бриллиантов и рубинов; на одной из веток сидит золотой павлин. Раскрыв яйцо, можно было вынуть павлина и посредством заводного механизма заставить его ходить, распуская веером хвост и вновь собирая его. Величина павлина от головы до хвоста — 12 см. 2. Яйцо, приуроченное к открытию Великого Сибирского пути. На поста­ менте из белого оникса, украшенного тремя грифонами, яйцо, покрытое зеленой эмалью, с серебряным поясом, изображающим карту Сибирского пути. Внутри яйца миниатюрная модель поезда, исполненная из золота и платины. П оезд при­ водился в движение механизмом, заключенным в паровозе. Орнаментация яйца была исполнена в русском стиле. 3. Яицо-часы из зеленого, виноградного цвета, змеевика и розовой эмали, опоясанное горизонтальным вертящимся циферблатом часов с цифрами из 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz