Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Перечислим наиболее выдающиеся произведения камнерезной мастерской Фаберже. Интересен венок для гробницы. Ветки, лавровые и дубовые, из нефрита были укреплены на черной мраморной доске. Хороша нефритовая фигура Будды на постаменте из чеканного золота. Модель Будды была доставлена из Сиама. Для сиамского двора была исполнена также серия нефритовых коробок с мелким резным орнаментом. Из фигур животных особенно удачны были карикатурные слоны, сделанные из различных камней; тюлени и моржи из обсидиана, игра которого передает эффекты мокрой ш ерсти ,— постаментами для них служили льдины из горного хрусталя; белые медведи из белого с желтизной кварца, на таких ж е льдинах. Хороша была также фигура бегемота из обсидиана, с раскрытой пастью, выпол­ ненной из подходящего по цвету родонита. Нет возможности перечислить всех таких животных; поза их выбиралась по возможности компактной, как это пред­ писывалось техникой материала. Из человеческих фигур к наиболее удачным относятся юмористические фи­ гурки — попа в меховой шапке и маляра с ведром и кистями за спиной. В фигуре маляра, перепачканного красками и известкой, костюм был передан пестрым си­ бирским лазуритом и орской яшмой. Кроме того, были изображены уличный торговец-татарин, ермолка и поддевка которого были сделаны из темного седого нефрита, и мальчик-торговец лимона­ дом, одетый в грязноватый передник и несущий на голове кувшин, верхняя часть которого исполнена из горного хрусталя, а нижняя — из золотистого топаза, благодаря чему получается иллюзия кувшина, наполовину наполненного напит­ ком. Интересна фигура солдата, одетого в костюм защитного цвета. Тип, поза и выражение лица переданы прекрасно. Удачна и походная форма, исполненная из зеленой яшмы различных оттенков. Производит впечатление ледовоз; на' постаменте из грязноватого кварца, изображающего санный путь, стоит лошаденка, везущая куски льда, и мальчик- извозчик в шапке-ушанке. Благодаря различной прозрачности кварца удалось хорошо передать трещиноватые куски льда. Лошадь — из коричневой яшмы, с гривой более темного цвета. Последние фигуры исполнены по моделям художника Георгия Савицкого, проявившего в них присущие ему талант и наблюдательность. Очень удачно был сделан тулуп из белорецкого кварца, разнообразные оттенки которого позволяли передать как новые овчины, так и ветхие. Первым руководителем камнерезной мастерской фирмы Ф аберже был х у д ож ­ ник П. М. Кремлев, окончивший Екатеринбургское художественное училище и посвятивший себя камнерезному делу. Под его руководством художественный уровень работ значительно повысился, так как многие работы исполнялись П . М . Кремлевым лично. В пору наиболее интенсивной деятельности (1912— 1914 гг.) мастерская насчитывала 20 мастеров, но все ж е не поспевала сдавать 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz