Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
известный под названием «мургабского», самый твердый из всех, фирмой мало применялся. Привезенный из Англии «новозеландский» нефрит тоже подвергался обработке, но его хрупкость и жидкий цвет заставляли отдать предпочтение си бирскому. Второе место в производстве Фаберже занял орлец (родонит). Малопригод ный из-за трещин и пятен в скульптурных работах, он давал хорошие результаты в пластинках, а яркорозовыо «рубиновые» гнезда представляли прекрасный мате риал для мелких ювелирных изделий (набалдашников, ручек для зонтиков, печа тей и т. д.). Такие гнезда находятся обычно в ближайшем соседстве с черными жил ками окиси марганца; поэтому кусок орлеца, покрытый густой черной корой, обе щает больше, нежели имеющий молочно-розовую оболочку. Очень широко применялись многочисленные яшмы, главным образом орская. Основной теплый той ее обогащается коричневыми и зелеными узорами всевоз можных оттенков. Перед удивленными взорами вырастают лесные заросли, скалы, долины, деревья, самые разнообразные и неожиданные пейзажи . Орская яшма применялась преимущественно в пластинках. По разрезке глыбы на плиты по следние тщательно изучались художниками, которые выбирали наиболее интерес ные мотивы и определяли по ним ориентировку дальнейшей резки . Полученные таким образом пластинки употреблялись как панно, крышки для табакерок, шкатулки, вставки, брошки и т. д. Из других яшм наибольшее применение находила в изделиях более крупных размеров серо-синяя мулдакаевская (столы, вазы, чернильницы, канделябры). Ровный серый тон калканской яшмы прекрасно сочетался с золочеными оправами и эмалевыми работами. Не перечисляя бесконечных сортов яшмы, которые при менялись в производстве фирмы Фаберже, отметим, что яшмы с крупным узором употреблялись преимущественно для больших предметов. Значительная роль была отведена белорецкнм кварцам, особенно розовому и белому (шрамовскому). Х отя трещины последнего и сильно затрудняли работу, но достигнутые результаты всегда окупали неудачи и поломки. Местами совер шенно прозрачный, местами покрытый изящной белой сеткой, напоминающей морозные узоры на стеклах, кварц этот давал красивые эффекты в вазах и пластин ках, толщина которых была доведена до минимума. Змеевики употреблялись редко ввиду их мягкости и способности воспринимать пятна от жирных веществ. Л азурит бухарский широко применялся в мелких изделиях; сибирский л а зу рит оправлялся серебром и шел на более крупные изделия. Горный хрусталь применялся в самых разнообразных работах с резьбой и гравировкой; оправы его богато украшались эмалью и драгоценными камнями. Хрупкость хрусталя требовала от мастера особого искусства. Хрусталь но выно сит ни малейшего нагревания, поэтому его оправы никогда не спаивались даже оловом, а собирались на шарнирах, заклепками и иными способами. Камнерезные изделия фирмы Фаберже могут быть разделены на две катего рии: в одну входили каменные работы, предназначенные для оправ, в другую — 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz