Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
листьев получалась посредством ковки и закрепки бриллиантами; послед ние тщательно подбирались, заканчивая своим рельефом детали лепки. Это было расцветом бриллиантовых работ. Изделия этого времени отличаются свободпым, сочным рисунком , ясно читаемым даж е на расстоянии. В моде были крупные диадемы, эгретки, колье в виде ошейников, эсклаважи , пластроны для корсажа, пряжки и крупные банты. Следующий период прошел под влиянием стиля «ампир»: появилась присущая этому стилю сухость; строгие линии меандр и волют не допускали применения рельефов; бриллианты, находив шиеся в одной плоскости, теряли часть своей игры. Стиль «модерн» конца X IX в. не получил большого распространения в ювелирных изделиях и особенно в работе Фаберже; ни формы, ни замыслы этого стиля не могли прельстить художников фирмы, воспитанных в классических традициях. На смену «модерну» пришло увлечение мелким бриллиантовым орнаментом, столь мелким, что эти изделия даж е на близком расстоянии производят впечатление серой компактной массы; они выполнялись из чистой платины или из сплава ее с серебром . Применение платины было значительным шагом вперед, так как она не темнеет и красивый серый оттенок ее подчеркивает белизну бриллианта. Удачной новинкой в работах того времени было применение цветных камней прямоугольной формы с одним фацетом. Такие камни крепились ровной узкой лентой, не оставляя металла в промежутках между ними. При правильном под боре камней эти цветные полоски, помещенные между бриллиантами, производят прекрасное впечатление. Д о 1908 г. камнерезное дело в фирме Фаберже играло второстепенную роль. Преобладали мелкие предметы: табакерки, набалдашники, печати, рамки и т. п. Иногда оправлялись в драгоценные металлы и более крупные вещи: вазы, часы, чернильницы, лампы, ларцы. Почти все каменные работы этого периода исполня лись по рисункам и моделям Фаберже в мастерской Ф . Ф. Верфеля в Петербурге. Иногда каменные изделия приобретались у екатеринбургских кустарей и отдавались в указанную выше мастерскую для исправления недостатков и улучшения поли ровки. Мастера Петергофской гранильной фабрики также работали на Ф аберже — дома, в свободное время. Все возрастающее применение камня в ювелирных изде лиях и художественные недочеты исполнения без надлежащего наблюдения заста вили братьев Ф аберже открыть собственную камнерезную мастерскую с привле чением русских мастеров — Кремлева и Дербышева. По мере того как камни входили в ювелирное производство, их собственная красота выдвигалась на первое место, придавая оправам второстепенное, чисто техническое (шарниры, затворы) значение. Наибольшее применение в изделиях Фаберже имел нефрит, который получали с р. Онот как валунами, так и из коренных месторождений. Одновременно твер дый и вязкий, свободный от трещин, затрудняющих обработку многих других камней, нефрит позволял получать изделия идеального качества. В валуне или в глыбе нефрита почти невозможно определить цвет и качество камня. Часто валун с прекрасной плотной зеленой корой при резке приносит разо- 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz