Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Среди ювелирных фирм второй половины X IX и начала X X в. выделялось ювелирное дело Фаберже, основанное в Петербурге в 1848 г.; началом его послужила скромная мастерская, каких было много. Мастерская особенно расширилась и художественный уровень ее производства поднялся при сыно вьях основателя фирмы, получивших специальное образовани е1. Одними из первых работ, доставивших известность братьям Фаберже, были копии с керченских древностей. Прекрасно выполненные копии с знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор обратили па себя внимание знатоков и при дворных кругов. Исполнение этого ожерелья потребовало, помимо большой точ ности, восстановления некоторых давно забытых приемов работы. Вслед за этим получены были заказы на ряд ко^ий с керченских древностей. Эрмитаж с его замечательным собранием драгоценностей стал школой для братьев Фабер же, которые после керченских коллекций изучали все представленные там эпохи. Многие из ювелирных произведений Эрмитажа были скопированы с большой точ ностью. Затем они были использованы в новых композициях, которые хранили стиль прошлых веков, но прилагались к современным предметам. Так, Фаберже начали выпускать стилизованные папиросницы и туалетные несессеры, настоль ные часы, чернильницы, пепельницы и т. д . Производе?во расширялось с каждым днем. Братья Ф аберже заключали договоры с мастерскими, владельцы которых обязывались работать только по рисункам и моделям Фаберже и исключительно для них. К числу таких ювелирных мастерских принадлежали многие предприя тия, например: Реймера, Гольстрема и Коллина. Последняя мастерская испол няла копии керченских древностей и все работы, близкие им по характеру. Большим спросом пользовались в то время изделия из крупных сердоликов и других пород агатов в виде брошек, колье и т. д. Оправы их делались из мато вого высокопробного золота в виде ободков из мелких бус, шнурков, перемежаю щихся с резным или филигранным орнаментом. Работы мастерской Гольстрема отличались большой точностью и безупреч ной техникой. За более чем полвека ее существования характер ювелирных работ существенно менялся: в период 60-х годов прошлого века бриллианты и цветные камни являлись дополнением к золоту; затем возобновились традиции XVI I I и начала X IX в., появились работы, исполненные исключительно из бриллиан тов, закрепленных в серебре, чтобы камни казались большого размера. Вскоре этот прием надоел, тем более что серебро темнело и не обманывало уж е глаз насчет истинного размера камней. Тогда стали делать закрепку возможно более незаметную, оставляя лишь минимальную толщину металла. Любимыми моти вами были ветви цветов, колосья, искусно завязанные банты; лепка лепестков и 1 К . Г. Фаберже, поклонник классических стилей, уделял им все свое внимание. Его брат Л. Г ., по натуре более живой и впечатлительный, искал вдохновения как в произведениях старины, таки в восточных, еще мало изученных в то время стилях. Сохранившиеся его ри сунки говорят о постоянной работе, о непрерывных исканиях. В ювелирных работах он, не довольствуясь рисунком, обычно лепил восковой макет и распределял на нем камни, выявляя особенности каждого из них. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz