Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
служить подвеска, одна из немногих сохранившихся вещей ювелирного дела вто рой половины XVI I I в. Смелый своеобразный рисунок с бриллиантовыми цветами и перистыми пальмовыми листьями, название которых в старых описях—страу совые перья, прекрасный подбор камней н легкость движения свободно висящих жемчужных нитей составляют достоинства этой исключительной вещи. Одним из самых замечательных изделий середины X V III в. является знаме нитый букет из нарциссов. Г 1 о технике исполнения, красоте компановки и исклю чительной простоте замысла—это уникальная ювелирная вещь. Стебельки крупного букета сделаны из массивного золота; оно покрыто топкой зеленой эмалыо, свер кающей золотым отблеском. Самые цветы на трясульках подвижны и гибки. Они как бы живые, с лепестками, осыпанными белыми бриллиантами, и середин ками из яркожелтых бриллиантов в золоте. Этот художественный шедевр подкупает своей красотой и творческим уменьем мастера использовать несколько маленьких, малоценных камней и неболь шое количество золота. Ювелиры начала X V III в. часто применяли для осуществления своих замы слов различного рода дешевые каменные материалы. Вот браслет из черного про стого кремнистого агата, который так умело оправлен в позолоченное серебро. Другой замечательный по красоте браслет с жемчугами и пластинками из оленьего копыта. Вот серьги исключительной красоты и изящества, для которых исполь зовали кусочки простого гранитного пегматита из валунов и огранили их в виде плоской розы. Эту картину надо дополнить замечательным произведением, худож ественное значение которого нельзя переоценить,— большой короной бывших царей с круп ными бриллиантами и жемчугами и знаменитым алым балас-рубином под крестом . При описании княжеских коронационных регалий, хранящихся в Оружейной п ал ате1, мы упоминали своеобразные изделия, которые в XV в. носили название коронационных регалий и были связаны с церемониалом коронации, имевшим ре лигиозный и политический смысл. Коронация должна была служить признанием «божественности» источника власти восшедшего на престол монарха. Начиная с XV I в. венчание на царство вошло в России в обычай и требовало не только внешней торжественной обстановки, но и тех атрибутов, которыми должна вла деть эта «божественная» власть. Таковыми и были регалии — корона, скипетр, держава и мантия2. Еще в старинных описаниях коронаций рассказывалось об исключительных камнях, которые украшали эти регалии. Большая императорская корона «сочи нена была вся из алмазов, бриллиантов, между которыми было великое число уди вительной величины. Диадемы были, кроме того, украшены ориентальными пер лами, рядом поставленными, все ровной воды и чрезвычайной величины. У всей 1 См. в главе «Самоцгеты на Русп». 2 К ппм еще причисляются большая и малая цепи ордена Андрея Первозванного и хранив шиеся в Оружейной палате в Москве государственный меч, знамя, печать и щит. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz