Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
■когда присмотр за драгоценностями от доверенных лиц перешел в ведение госу дарственного контроля: отныне считалось, что драгоценности являются собствен ностью государства и им должна вестись отчетность, наравне со всем государ ственным имуществом. Потребовалось два столетия для осуществления мысли Петра, что «подлежащие государству вещи» должны храниться в государственном казначействе1. Так продолжалось до 1914 г ., когда золото и драгоценности были спешно уложены в восемь сундуков и без каких-либо описей или актов, в запечатанном виде, были вывезены специальным поездом в Москву. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции началось изучение этого ■собрания драгоценностей. В результате было выявлено свыше 400 худож ест венных предметов, из которых около 240 относятся к царствованию Екатерины II. Сюда входят: 3 короны, 9 регалий, 23 звезды, 12 диадем, 16 колье (склаважей), ■6 ривьер, 56 брошей, 74 шпильки-булавки, 40 пуговиц, 19 табакерок и т. д. Ю В Е Л И Р Н Ы Е И З Д Е Л И Я Особую ценность составляют ювелирные изделия; они ярко рисуют раз витие ювелирного дела в Европе и являются свидетелями замечательных успе хов в оформлении камня, в умении использовать те его черты, о которых так красочно говорил известный художник-ювелир эпохи Возрождения Бенвенуто Чел лини и которые он умел слить с драгоценными металлами в прекрасное единство. Замечательной чертой великолепных ювелирных изделий середины X V III в. яв ляется то, что для них использовались далеко не самые высококачественные кам ни. Наоборот, в ряде выдающихся изделий применялись камни низкой ценности, но поразительно было умение так распределить их, так слить друг с другом, так топко оформить в общем художественном рисунке, что недостатки камня делались его достоинствами и мастер-ювелир претворял их в дивное художественное про изведение. При созерцании этих вещэй мы постигаем, что ювелирное изделие есть самостоятельный вид труднейшего искусства, в котором сочетаются металл и ка мень для осуществления творческих замыслов худож ник а . Чтобы доказать это, мы опишем из общей массы сверкающих красочных юве лирных изделий некоторые особенно художественные. Вот знаменитый большой букет с изумрудными листьями и бриллиантовыми цветами, сделанный французским ювелиром школы Дюваля не позднее 1760 г. 1 Сенатский архив 1719 г. с указом Петра I № И , § 20 «О подлежащих государству вещах»: «Государству принадлежащие вещи, а именно государственное яблоко, коропа, скипетр, ключ и меч имеют в царской рентереи (казна) в большом сундуке за тремя замками в сохранении быть, к чему камер-президенту, одному камер-советлику и царскому рентмейстеру каждому по одному ключу иметь подлежит, и когда торжественное какое действие случится, то президенту вместе с двумя камер-советниками итти в рентерею и оный сундук отпереть и подлежащие такие вещи вынять и через двух камерных советников к царскому двору отсылать. А после бывшего торже ства, взяв велеть оные паки в рентереи сохранить». 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz