Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Некоторые сведения имеются о прекрасных камнях в ювелирных изделиях, принадлежащих саксонским курфюрстам; эти камни изучены и описаны в и з­ вестном «Грюнес гевёльбе» в Дрездене. Почти нет точных сведений о сокровищах испанского и португальского дворов, хотя там должны быть прекрасные камни Бразилии и изумруды Колумбии. Скрыты от глаз ученых богатства иранских шахов и индийских раджей. Н е­ сомненно, что здесь, в стране «Тысячи и одной ночи», миллионы сверкающих самоцветов должны таиться в хранилищах; но лишь иногда в пышных нарядах индийских принцев в торжественные дни придворных церемоний приподнимается завеса над этими богатствами. Не менее таинственными и не менее сказочными были сокровища б. русского двора. В преклонении перед пышностью и блеском, в стремлении подчеркнуть свое могущество и власть над подданными русские цари не жалели средств для соби­ рания сокровищ; драгоценные камни в убранстве царей и в их регалиях занимали видное место. Властная рука Петра I временно положила предел этим накоплениям. Его государственный ум видел могущество страны не в собирании самоцветов, а в ее новой хозяйственной и военной организации. Но при преемниках Петра волна тщеславия и роскоши вновь увлекла русский двор и русскую знать. В первой половине X V III в. были открыты копп Бразилии; на военных судах из заморских стран в Европу привозились грузы ценнейших алмазов; из одного изумруда делались цельные настольные часы. В миллионы гиней, ливров, рублей оценивались камни, украшавшие веселящихся придвор­ ных, и русский двор не отставал от общей вакханалии. Изящество, художественный стиль, красота исполнения и замысла харак ­ теризуют первые ювелирные изделия русского двора середины X V III в. Яркие краски, пестрый рисунок, разноцветная фольга под искристым алма­ зом, — ничто не останавливало ювелира-художника в создании его произ­ ведения. Ювелирное дело было творчеством, искусством и чуждалось м еха­ нических, однообразных черт ремесла. Тонкая, неподражаемая красота линий и красок проходит через все изделия и второй половины X V III в. Но упрощались извилины стилей рокайль и барокко, сменяясь более спокой­ ным, строгим рисунком ампира; краски самоцветов уступали место сверкающему алмазу, вернее целому каскаду бриллиантов, роз, громадным солитерам редчай­ шей красоты, потокам сверкающих камней, фонтанам искр и переливов. Огромные богатства драгоценностей были накоплены Екатериной II; целая группа художников-ювелиров, начиная с Позьс и Людовика Дюваля, обслуживала двор, создавая 1 исторические произведения, запечатлевая свое имя и своп таланты на его сокровищах. Вместе с тем в увлечении красочной игрой, в тщеславном желании украсить себя и свои чертоги камнем Екатерина, а за нею и вся знать стремились к овла­ дению русским камнем. Специальные экспедиции посылались на Урал и в Сибирь 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz