Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Мы нашли указание, что сердолик употребляется как часть дамских украш е­ ний. «На сих дпях потерян браслет, сделанный из золотых колец, у которого замок из двух сердоликовых ручек» (СПб., 1810). О способе приобретения сердолика говорят такие извещения: «На бирже продается партия камней карниол или сер­ долик» (СПб., 1819). Разновидность плотного агата оливково-зеленого цвета называется празе­ мом. Раньше очень часто смешивали празем с изумрудом низкого качества, а в ста­ рину празем даж е называли маткой изумруда и ценили довольно дорого. Лучшего качества празем встречался в Южной Африке. В библиотеках Флоренции и Пизы хранится интересное описание пребывания в Италии княгини Е . Р . Дашковой, которая приобрела редкую изумрудную матку необычайной величины, вывезенную при Лаврентии I Медичи из Африки. Длина камня была 19 вершков, а ширина 10; он был распилен на два овала, из которых сделаны столы, преподнесенные Дашковой Александру I. От царя была получена благодарность с уведомлением, что столы приняты в число редкостей, хранимых в Оружейной палате в Москве. Г о р н ы й х р у с т а л ь в первой половине X V III в. шел преимущест­ венно на изготовление печатей, в том числе и масонских: «Утеряны часы со сталь­ ною цепочкой английской работы, на конце которой восточного хрусталя треуголь­ ная с золотою оправою печать, с изображением на оной гиероглифических букв, как то обыкновенно бывает на всех масонских часах. По одну сторону сей хрусталь­ ной печати вырезан герб со щитом, вверху с перекладами, внизу с подводным камнем, по другую сторону — вензелевое имя, по третью — изображ ение разных масонских знаков с надписью» (СПб., 1776). Горный хрусталь применялся также для пуговиц: «В лавке № 123 в Суровской линии продаются новоманерные белые хрустальные пуговицы вверху с золотом и серебром» (СПб., 1759); в 1767 г. в аук ­ ционной камере продавались «серебряные пряжки с хрусталями». В более редких случаях из больших кусков, а иногда из кристаллов, созда­ вались крупные и зделия1. Так , в Московской Оружейной палате хранится само­ вар, сделанный из одного кристалла горного хрусталя . Наконец, хрусталь употреблялся как подделка под бриллиант: «На сих днях украдены женевские золотые часы, осыпанные хрусталями наподобие розетов» (СПб., 1773). Дымчатый горный хрусталь обычно назывался золотистым «топазом», «восточ­ ным хрусталем», что видно из следующего текста: «Обронена печать с треуголь­ ным топазом, который с одной стороны немного отколот и ни в чем оправлен, а вырезан на одной стороне герб, с другой — орел, украшенный военными а т р и б у ­ тами, третья ж е сторона гладкая и полированная» (СПб., 1759); «Потеряна груд­ ная булавка, состоящая из топаза, в золото оправленного и бриллиантами обло­ женного» (СПб., 1815). Из этих примеров видно, что топаз, особенно обложенный 1 В художественном музее в Вене имеется единственная в своем роде флейта из горного хрусталя, отличающаяся великолепной отделкой и прекрасным тоном. Она была подарена На­ полеоном I в 1811 г. знаменитому флейтисту Друэ. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz