Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

комнате — из белого мрамора с колоннами из бельгийского мрамора; в Чесменской галлерее — из гриота; в белой приемной — из горношитского темносерого мрамора; в опочивальне — из белого мрамора с медальонами из русского лазурита; заслуживает внимания такж е камин из коргонской серо-фиолетовой яшмы работы Колыванской фабрики второй половины X IX в. В парадных комнатах дворца среди изделий из камня первое место занимают мраморные столешницы: несколько столешниц из итальянского «портора» разных сортов, гриота и зеленого пиренейского мрамора; две — из розового олонецкого, две — из серого полевского работы 6 0—70-х годов X V III в. в Тронном зале Павла I. Столешницы из других камней представлены двумя из алжирского оникса, н е ­ сколькими (на комодах стиля Людовика XV ) из конгломерата средней Франции (начала X V III в .), двумя из овернского жильного аметиста и превосходной круг­ лой столешницей русской мозаичной работы из египетской яшмы в Тронном зале. Гатчинский дворец замечателен своими алебастровыми вазами итальян­ ской работы конца X V III в. (Вольтерра). Превосходны таюйе мраморные итальян­ ские вазы, чаши и ряд бюстов и барельефов. ’’ Интересны две вазы из желтого сиенского мрамора, на пьедестале из голь- цовской яшмы. Богато большое собрание изделий Петергофской гранильной фабрики (1886— 1896). Сюда относятся прежде всего выполненные в древнерусском стиле по образцам Оружейной палаты ковши, чарки, лодочки из разных сортов русского мургабского нефрита, а также горного хрусталя . Очень хороши пепельницы пре­ красной работы в форме раковин из тигерецкого кварца и бразильского серого агата, чашечки и тарелки из тигерецкого кварца барочных форм по рисункам Гуна. Из этих вещей отметим большой жбан из темного онотского нефрита с ветвистой массивной бронзой, слона из дивного бадахшанского лазурита, вазочку из сплош­ ного куска серого бразильского агата, несколько пепельниц из крымских голышей кораллового известняка. Среди изделий из твердого камня, выполненных на Екатеринбургской граниль­ ной фабрике во второй половине X IX в ., отметим две вазы и две круглые малень­ кие столешницы из орлеца, а также несколько низких ваз из красного порфира. Очень хороша, хотя и грубоватой работы, ваза из курцовского диорита (в овальном кабинете Павла) — одна из первых вещей, полученных из Крыма после присоедине­ ния его к России. В Китайской галлерее собраны многочисленные изделия из агальматолита, причем особый интерес представляет бокал без орнамента с прекрасным полосатым рисунком самого камня. Здесь ж е находится несколько вещей невысокого качества из английского плавикового шпата (конца X V III в.) п интересная группа колыван- , екой работы (1865), изображающая тигра, из ж елто-бурой пиколаевской яшмы, и крокодила — из шрамовского кварца, на постаменте из пятнистой коргонской яшмы. Эта вещь принадлежит к лучшим композициям известного колыван- ского м астера—■Злобина. Из други х каменных изделий надо отметить раму из 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz