Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Екатеринбургской ж е фабрики можно также считать большую вазу из мясного агата в большом зале агатовых комнат и несколько ваз, стоящих на карнизах is круглой агатовой комнате. Как указано выше, значительный интерес представляют изделия Колываиской фабрики. Все они, за исключением двух маленьких вазочек из копейчатой яшмы, работы времени Александра 1, относятся к изделиям первого периода работ Колы- наио-Вознесенских заводов, когда вытачивались вазы строгих античных форм без украшений. Эти изделия характеризуются невысокой техникой, неумением выни мать внутреннюю часть вазы, вследствие чего они отличаются исключительной массивностью форм и тяжестью. Наиболее интересны с исторической точки зрения две большие вазы из локтевского черного порфира, датированные 1786 г ., отделан ные значительно позднее красивой бронзой и поставленные в купольный зал. По- видимому, это две исторические пазы, являющиеся первыми изделиями Колыван- ской мастерской, обратившими на себя внимание Екатерины. К этой ж е группе надо отнести четыре красивые подписные вазы в агатовых комнатах из пестро цветного кварцевого порфира с р. Ульбы (1795) работы Стрижкова, три интерес нейшие вазы п карельском кабинете (две из лабрадоритового порфира Х аир -Ку- мира (Алтай) и одну из гольцовской яшмы), две вазы в малиновой гостиной из ко- пейчатой яшмы Коргона и зеленую большую вазу из гольцовской яшмы в большом зале агатовых комнат. Следует думать, что в екатерининское время во дворце было много ваз; так, Яковкин приводит архивный список 1787 г. с перечнем 69 ваз, включая и изделия из античного мрамора. Судя по описи 1888 г., несколько ваз было перевезено в Мо скву, в том числе и все малахитовые изделия; некоторые из них заслуживали боль шого внимания. Каменных каминов во дворце немного; из них особенно интересны четыре пре красных беломраморных камина строгих греческих линий со вставками тивднй- ского мрамора и испанского брокателло. Эти камины, не без основания приписы ваемые замыслу Камерона, могли- быть исполнены и у нас в России. Прекрасен также камин в маленьком серебряном кабинете Екатерины со вставками ориги нальной итальянской работы, состоящими из пластинок желто-бурого мраморного оникса Алжира с мягкими барельефами из просвечивающего алебастра в виде женской фигуры и головы. Сочетание алебастров и мраморного оникса производит впечатление античной камеи. Следует также отметить камин в большом зале агато вых комнат из белого мрамора со вставками из античного египетского порфира. Камины в Лионском зале описаны выше. Посреди дворца, на месте прежнего Китайского зала, обращает на себя вни мание парадная белая мраморная лестница, выполненная по проекту Монигетти, относящаяся к концу 50-х годов X IX в. и совершенно не гармонирующая с убран ством стен. Среди разных художественных изделий из камня обращают на себя внимание два небольших обелиска в китайской гостиной, высотою около полуметра, из кал- канской яшмы с постаментами из мясного агата и черного аятского порфира па 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz