Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

восточного хрусталя; о хрустале упоминается в счетах на перевозку и на работу мастера Давыдова. Поскольку ни в облицовке комнат, ни в их убранстве нет хр у ­ сталя, можно предполагать, что он использовался для изготовления люстр. Яшмо­ вые комнаты, как указано, облицованы ленточной яшмой, которая, однако, кажется ровного малиново-бурого тона и не создает впечатления пестроты. Пиленые пла­ стинки агата и яшмы клеились на плиту, причем последней пошло на 8362 р. 13 к ., четыре колонки в комнате (ценою в 4000 руб .) состоят из темнокрасного мясного агата, уложенного по способу русской мозаики; панель отделана зеленой поло­ сатой тунгатаровскойяшмой, отличающейся небольшой просвечиваемостью, которая так часто заставляла называть эту яшму русским праземом. Совершенно исключи­ тельное впечатление оставляют двери, которые в обеих комнатах облицованы тремя сортами яшм зеленых и красно-бурых тонов, подобранных с тонким вкусом. На­ ружная кайма их — из зеленой сплошной яшмы типа туигатаровской или калкан- ской. Тонкая кайма из поставленной поперек кушкульдинской красно-бурой лен­ точной яшмы отделяет зеленую яшму от сплошных вставок из темного мясного ага­ та. То же самое открывается нашим взорам н во второй комнате, отделанной, в отличие от первой,по преимуществумясным агатом. Красивые вазы работы Екатерин­ бургской и Колыванской гранильпых фабрик, высоко поставленные на архитра­ вах, дополняют общую картину исключительной красоты. Агатовые комнаты исправлялись Петергофской гранильной фабрикой в 1855— 1856 гг., причем вся каменная облицовка обеих комнат была снята, заново от­ шлифована и заполирована. Украшения дворца. Особенно выдающихся столешниц, за исключением ла зу - ритовых в Лионском зале, во дворце нет. Есть несколько прямоугольных столешниц работы Шарлеманя (1783) из желтого сиенского мрамора с черным жилковатым узором (голубая гостиная) и три прекрасные небольшие сто­ лешницы вычурной формы из дивного порфира (серебряная гостиная). Качество под­ зеркальников вычурной формы из бельгийских мраморов невысокое. Из ваз дворца наибольший интерес представляет серия изделий Колываио-Воз - несенских заводов периода 1786— 1801 гг. Эти вазы, часто совершеппо тождествен ные с вазами дворца в Павловске, характеризуют, повидимому, основную про­ дукцию Колыванской фабрики того времени. . Изделия заграничной работы немногочисленны и неинтересны: к ним отно­ сятся четыре большие вазы из алебастра, несколько мраморных ваз, две вазы бандо из итальянского порфира работы копца X V III в. (в серебряной гостиной) и две вазы в большом зале агатовых комнат: одна из мраморного оникса, другая — из античного порфира. Из работ Петергофской фабрики приходится отметить только две вазы в мали­ новой гостиной, грубой работы, из валунов лабрадорита окрестностей Петербурга, относившиеся к концу 80-х годов XV III в. Екатеринбургская фабрика представлена лишь двумя малохудожествен­ ными вазочками формы «медичи» из калканской яшмы на квадратных постаментах из великолепной ямской яшмы (работы первой четверти X IX в .). Работой 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz