Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Большая зала в греческом стиле украшена каннелированными колоннами из серовато-розового красивого мрамора (бельгийского). В нишах мраморные статуи и вазы частью итальянской, частью русской работы; под первыми — п о стаменты из шокшинского порфира, под вторыми — из розового тивдийского мра мора. Камины и наличники окон и дверей из белого итальянского мрамора с укра шениями из античного порфира. Наибольший интерес, конечно, представляют обе небольшие угловые комнаты, отделанные яшмой и агатом. В архивном деле об украшениях комнат находятся две интересные записки ма стеров: каменного дела Мипчаки и мозаичного — Якова Мартини. Последний ма стер известен своими работами в ораниенбаумских Китайском и Голландском двор цах, а также своей флорентийской мозаикой на Петергофской фабрике. В 1784 г. Минчаки писал в контору строений Царского Села: «За нужное по чел я объяснить конторе следующие обстоятельства, имея в виду, что работа эта ред кая и требует детальной отделки, что должно наблюдать мне для приведения ее в самое цветущее и лучшее состояние, а именно: во-первых, должно камень агат распиливать на столь тонкие дощечки, которые можно было бы употреблять по препорцци дела, для чего заготовляться будут. Во-вторых, следует вытесать про стые плитовые кампп, на которые тот агат будет наклеиваться. В-третьих, так как плитовый агат обычно нерегулярный, то нужно его обрезывать в такой круг, из которого можно было бы составить в точности такую высоту и ширину, как и зобра жено па рпсупках. В-четвертых, приготовленный таким образом агат должно на клеивать на простые плиты и швы делать весьма тонкими по примеру каменной на клейки в Риме и во Флоренции. В-пятых, полировать те наклеенные штуки следует таким натуральным глянцем, который превосходил бы всякую мраморную поли ровку. В-шестых, затем должно па том тонко просверлить дыру, сколько где по требуется, для укрепления к бронзовому прибору. В-седьмых, оные штуки поста вить по местам, где следует, в самой чистоте и верности и потом заделывать и зве стью, а для укрепления каждой штуки в стены с железными скобами заливать ее свинцом». В феврале 1784 г. Мартини подал следующее заявление в контору: «Уведом ляю я, что исправлена быть имеет уборка комнат агатом, ясписом и тому подоб ными каменьями, каковую работу по планам и рисункам архитектора Камерона желаю исполнить, поелику мастерство мое в таких работах известно». Работу эту Мартини брался выполнить в три года при помощи 125 рабочих за 72 260 руб. (по Яковкину, за эту работу мастер Давыдов получил 62 719 р. 29 к .). Для отделки дворца из Петергофа присылали агаты — красные и с зелеными жилками, а также хрусталь. Обе комнаты отделаны исключительно русским камнем и потому представляют для нас большой интерес. Они довольно сходны по стилю, формам и колориту, но первая отделана по преимуществу темной ленточной яшмой с неровными, сливаю щимися полосами зеленого, зеленовато-бурого и красно-бурого тона, тогда как вторая украшена главным образом «мясным» агатом. Непонятно постоянное ук а за ние во всех счетах и донесениях на применение в агатовых комнатах агата, яшмы и 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz