Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Под наблюдением Растрелли комната, после тщательных исправлении, сделанных мастером Мартелли, была поставлена па место и некоторое время сохранялась в таком виде; позднее она много раз исправлялась: в 1760, в 1763— 1764, в 1830 и в 1894— 1897 гг., причем оба последних раза работа выполнялась мастерами Петергофской гранильной фабрики, а янтарь выпи сывался из Кенигсберга (ныне Калининград). Выполненная по проекту известного архитектора Шлютера, комната произво дила исключительно художественное впечатление. Она заслуживает особого вни мания и по своему материалу: в ней с большим вкусом были подобраны разнообраз нейшие сорта янтаря, то молочного и непрозрачного, то играющего ярким золоти стым светом, благодаря подложенной под него фольге. Цельность янтарной комнаты дополняли три витрины с 70 предметами из янтаря прекрасной работы, о т н о с ящ и м и ся к XV II и X V III вв. Однообразие общего золотпетого тона стен о ж и в л я л и четыре картины флорентийской мозаики (с картин Паннини), совершенно исключительной итальянской работы, преимущественно из камней Сицилии и маремских кремней. По технике картины должны быть отнесены к XV II или началу X V III в. 2 . Переделанный при Екатерине II Лионский зал, подобно агатовой и янтар ной компатам, представляет по художественному использованию камня неподра жаемое произведение искусства. Переделки времени Александра II, повая бронза, заменившая единственные в своем роде произведения императорских бронзовых мастерских, кричащие краски яркосиного прибайкальского лазурита, несомненно, в значительной степени ослабляют эффект первоначального камероновского замысла. Легкая камеронов- ская люстра была заменена тяжелой люстрой из массивной бронзы и темного лазурита. Все эти изменения и дополнения относятся к 1857— 1859 гг., когда большую часть лазурнтных работ выполняла Петергофская гранильная фабрика, а бронзовых — английский магазин. К этим новейшим изделиям из камня отно сятся два прямоугольных стола с лазурнтовымн столешпнцамп у окон, два оваль ных стола из лазурита, два экрана для камина и две рамы для зеркал над каминами. -Лазурит для всех этих изделий, новидимому, был выбран из лучшего материала пермикинских находок па Байкале и лишь частично дополнен небольшими встав ками из бадахшанского камня. Прекрасно выполнены столешницы, превосходно подобран в них камень, составленный по способу русской мозаики, по яркость си- пего огня неприятна по сравнению с мягкостью старинных облицовок и совершенно но отвечает замыслу Камерона. Красота комнаты, одиако, именно в старинных облицовках из лазурита, в бронзе, сделанной под руководством Камерона Балашнпым, и в отделке лазуритом , выполненной часовым мастером Басселиом . В этом первоначальном замысле ла зурит был использован главным образом для облицовки нижней части зала, для каминов, для украшений зеркальпых рам над каминами и наличников дверей. Простота линий, незагроможденность бронзой и мягкость контуров особенно при влекают в украшениях дверей, прекрасных по сочетанию красок различных сортов 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz