Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
ы домашние древние уборы, сосуды и другие вещи ... Неистощимая в раз нообразии богатств, неизмеримая в своем пространстве Сибирь напол нила сады самодержцев древами, а чертоги естественными драгоценностями: златом и сребром, лазуревым камнем, разноцветными агатами и порфирами, мно горазличных красивых цветов яшмами, мрамором и другими отличнейшими и изящ нейшими ископаемого царства произведениями. Д аж е Северный океан и Каспий ское море приносили свои дары в чертоги монархов всероссийских. Богатые недра окрестностей сарскосельских доныне доставляют неистощимое обилие потребно стей для построения, укрепления, украшения сарскосельских садов, аллей, шоссе, дорожек, больших дорог и самых зданий. Прежде Казенная, а потом Графская Сла вянка иП удость безостановочно и преизбыточно доставляли для зданий сарскосель ских плиту, камень и известь...» Камень дворца. Екатерининский дворец, построенный Растрелли (1752— 1756) и дополненный Камероном (1783), имеет камень в наружной облицовке только в южном крыле (в достройке Камерона), нижний этаж которого отделап гранитом, а бельэтаж украшен двенадцатью прекрасными колоннами ювенского мрамора (финляндского) с архитравом и фризом из русскольского камня, вышиной около 6 м (1782— 1784). Большинство к о л он н— монолиты с крупным рисунком «чипо- лини», красиво выделяющимся лишь благодаря своему большому масштабу. Неко торые колонны — с многочисленными вставками, обычными для финляндского мрамора, подверженного выветриванию. В архитектурной связи с продолжениями фасада здания находится п о л о г и й спуск Камерона, красиво облицованный пудожским желтовато-серым местным из вестковым туфом, и греческая колоннада, облицованная серым мрамором. Во внутренней отделке дворца принимали участие Растрелли и Камерон, а впоследствии Монигетти. К елизаветинскому времени относится богатая гипсо вая н деревянная орнаментовка барочного стиля; камень в первоначальном за мысле архитектора почти отсутствовал, за исключением большого количества плит, ступеней и колонок из горношитского и становского мраморов, полученных с Ура ла в 1 7 5 2— 1756 гг. через Берг-коллегшо. В екатерининское ж е время среди разнообразнейших материалов, которые использовал для достройки дворца Ка мерон, камень занимает уж е видное место; особенно выделяются лазурнтовая обли цовка Лионского зала, агатовые комнаты Камероновского павильона и каменные вазы, широко использованные для внутреннего украшения зал . Строгость каме роновского стиля хорошо гармонирует с античными формами декоративного убран ства, а мягкие тона забайкальского лазурита и одноцветные темные уральские яшмы агатовых комнат составляют резкий контраст с вычурными линиями порази тельной янтарной комнаты, которая, однако, прекрасно гармонирует с барочным стилем растреллиевского дворца. Очень слабо отражено время Александра I — несколькими незначительными вещицами работы Екатеринбургской гранильной фабрики. Более резко вкус Монигетти проявился в работах начала царствования Александра II, когда мягкостьи простота камероновских линий стали нарушаться кричащими яркими красками камня или бронзой. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz