Ферсман, А. Е. Наш апатит / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. С. И. Вольфковича]. - Москва : Наука, 1968. - 134,[2] с. : ил. - (Научно-популярная серия).
Царскому правительству удалось построить дорогу, но ему не удалось ни укрепить Мурманский крап, ни исполь зовать его богатства. * РЕВОЛЮЦИЯ И НОВАЯ СУДЬБА ДОРОГИ И КРАЯ Н е т т а к о го м е с т ( п а зем ле, к о т о рое нельзя, б ы л о бы п о с т а в и т ь п а с л уж б у с о ц и а л и з м у . С. М. К II р о в С первых же дней революции бывшие союзники царской России, в частности англичане, начали проявлять особый интерес к Мурманскому краю и повели подготовку для захвата Мурманска. В 1918 г. засевшие в Мурманском крайсовете предатели разорвали связь с Советской властью, а 6 июля 1918 г. состоялось соглашение с быв шими союзниками царской России, по которому факти чески весь Мурманский край и, конечно, вся железная до рога оказались под властью интервентов. Англия и Фран ция высадили на Мурманском побережье многочислен ный десант. В то же время в горах и тундрах начали свою дея тельность красные партизаны, которых поддерживало местное население — саами и ижемцы. Было сложено не мало рассказов о том, как, в частности, саами нарочно водили белые войска по самым худшим дорогам и таким образом препятствовали продвижению их отрядов через Хибины и Ловозеро. Особенно усилилось партизанское движение осенью 1919 г. Пускались под откос поезда интервентов, а в устье ре ки Лувенги, впадающей в Кандалакшский залив, парти заны захватили даже целый английский отряд и уничто жили все посты в районе Охтаканды. Карательные от ряды оелых были бессильны бороться с наступающей Красной Армией и партизанским движением. 12 октября 1919 г. последние эшелоны союзных войск бежали из Мурманска.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz