Ферсман, А. Е. Наш апатит / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. С. И. Вольфковича]. - Москва : Наука, 1968. - 134,[2] с. : ил. - (Научно-популярная серия).
ловину ее приходилось идти пешком, а другую половину добираться водою по реке Коле до горы Соловарака, с ко торой уже виден город, расположенный всего в 3 км от нее. С вершины этой горы открывался чудный вид: справа шумит и бурлит река Кола, слева плавно течет река Туло- ма; внизу раскинулся маленький городок Кола, а вдали широкою полосою блестит Кольский залив Баренцева мо ря, врезающийся в глубь материка на 57 км. Берега залива высоки и обрывисты, лишь у устья рек скалы отходят не сколько вглубь. В заливе много бухт. Растительность здесь скудпая: горпотупдровые кустар нички, мхи с примесыи ягеля да лишайники, стелящиеся на скалах. К югу —лесотундровый мелкий березняк и от дельные участки хвойных лесов. Через Кольский залив в давние времена поморы ходи ли в «Мурманский конец», т. е. на запад по Баренцеву морю до Тромсе и дальше, и в «Русскую сторону»—■на во сточный Мурман. С XVI в. через Кольский залив ведется морская торговля с заграницей. В летнее время по почтовому тракту редко кто ездил. Все сношения с Мурманским берегом осуществлялись по морю. Весной и осенью во время распутицы почтовый тракт бездействовал; самое же оживленное время на трак те — конец февраля и начало марта, когда тысячи промы шленников отправлялись на мурманские рыбные промыс лы, частью пешком, частью на оленях. Но не много радостей приносил и этот зимний путь, хо тя он и шел по материку. Ехать приходилось на оленях в керёжах. Керёжи —это саамские сани, сделанные из тон ких досок, имеющие форму маленькой лодочки с низким широким килем, заменяющим полоз, с отрезанною кормою п с острым вздернутым носом. Чтобы керёжа легче сколь зила по насту, дно ее обливали водою, образующей на хо лоде слой льда. Длина керёжи 1,5—2 м. Для особо «почетных» проезжающих устраивалась кры тая повозка, для чего па керёжу накладывали крышку —! так называемый волчок. В результате получалось нечто вроде нашей кибитки, этот своеобразный экипаж назы вался болок. В нем можно было только полусидеть или полулежать. Отверстие, через которое входил седок, за крывалось парусиной и завязывалось снаружи веревкой так, что сидящему в нем выйти без посторонней помощи было нельзя. Кроме того, путника еще укрывали «ров- вою»— одеялом из оленьих шкур. 35 2*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz