Ферсман, А. Е. Наш апатит / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. С. И. Вольфковича]. - Москва : Наука, 1968. - 134,[2] с. : ил. - (Научно-популярная серия).

четвертой — ох!». «От Колы до ада три версты, место по­ следнее, сторона самая далекая, холодная и ничего не рас­ тет»,— такие поговорки позволяют судить о незавидной репутации Колы в царское время. Город Кандалакша представляет собой одно из старей­ ших поморских селений на Кольском полуострове, упо­ минание о которых встречается еще в XI в. Он располо­ жен при впадении реки Нивы в Кандалакшский залив в 277 км к югу от Мурманска. К сожалению, о Кандалакше почти нет исторических данных. Согласно устному преданию она основана «кан­ дальниками» — беглыми заключенными из тюрем Москов­ ской Руси. В первой половине XVI в. Кандалакша была центром распространения христианства среди «дикой лопи». В 1532 г. здесь был построен монастырь и крещены мест­ ные саами. В конце XVI в. Кандалакшу разорили финны. Много веков она являлась точкой пересечения путей, иду­ щих к океану и на Терский берег. В начале XIX в. между Колой и Кандалакшей прохо­ дила государственная почтовая линия (тракт) протяжен­ ностью 224 км. На грязных промежуточных станциях Зашеек, Иман­ дра, Экостровская, Иоканьга, Разнаволок, Массельская и других происходила смена гребцов и носильщиков. Вот описание станций этого почтового тракта, относящееся к 1895 г. «В среднем земские станции на пути от Кандалак­ ши и до Колы расположены на расстоянии от 30 до 50 верст одна от другой. Каждая из этих станций представ­ ляет собой небольшую избу в 5—6 кв. саженей, в 3 арши­ на высотой с односкатной низкой крышей. Печь в такой станции устроена довольно оригинально и представляет не то камин, не то открытый гори с прямой трубою над ним. Сложена она из плитняка на глине, и нужно сказать, что такая печь довольно практична: она почти не дымнт, быстро нагревает избу и отлично вентилирует ее. Удобна она и для нагревания воды и для приготовления пищи. Хотя подобная станция и не представляет больших удобств, тем не менее в ней путник может скрыться от непогоды, согреться пли даже устроиться на ночлег. Содержатели станции были обязаны летом для пере­ езда водой иметь определенное число лодок и гребцов, ко­ торые одновременно служат провожатыми и носильщиками 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz