Ферсман, А. Е. Наш апатит / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. С. И. Вольфковича]. - Москва : Наука, 1968. - 134,[2] с. : ил. - (Научно-популярная серия).

мо, как немыслимы устройство путей сообщения и колони­ зация края. В 80-х годах неутомимый исследователь Печоры, зем­ ляк Ломоносова, помор М. К. Сидоров попытался заинтере­ совать судьбой Севера будущего царя Александра III и на­ писал на его имя докладную записку о средствах вырвать Север России и его народы из бедственного положения. Си­ доров указывал на полную возможность продвинуть грани­ цы земледелия на Крайний Север. Ответ был лаконичен, грозен н безграмотен. Воспита­ тель будущего царя генерал Зиновьев писал: «Так как на Севере постоянные льды и хлебопашество невозможно и никакие другие промыслы немыслимы, то, по мнению мо­ ему и моих приятелей, необходимо народ удалить с Севера во внутренние области государства, а вы хлопочете наобо­ рот и объясняете о каком-то Гольфштреме, которого на Се­ вере быть не может. Такие идеи могут проводить только помешанные». Министр финансов Витте, объехав этот край в 1894 г., обратился к тому же Александру III с предложением уст­ роить здесь крупный торговый и особенно военный порт, проведя к нему двухколейную железнодорожную ма­ гистраль. Но вместо этого предполагаемого северного пор­ та началось строительство военной гавани в Либаве... Положение Кольского полуострова в XIX в. хорошо ос­ вещено инженером В. А. Риппасом: «Здесь есть: полиция, лесничие, акцизные, таможенные и другие чиновники, ко­ торые по роду своей службы призваны действовать более репрессивными мерами, но нет ни земства, ни другого ка­ кого учреждения, на обязанности которого лежала бы ини­ циатива и деятельная забота о крае... Нам непроститель­ но считать Лапландию страной льдов, мрака и всяких ужа­ сов, совершенно не способной ни к какой культуре». Б. А. Риппас развернул горячую кампанию за подъем Кольского края, за постройку железной дороги. В 1898 г. была организована научно-промысловая экспедиция, сыг­ равшая большую роль в привлечении научных сил к изу­ чению всего Севера. Несмотря на интерес, который начали проявлять к Кольскому полуострову, условия жизни оста­ вались тяжелыми. Отвратительно было поставлено меди­ цинское дело. В 1913 г. на весь полуостров был один фельдшер в Александровске. А когда в Пулозере начался тиф, то из-за отсутствия дорог фельдшер приехал туда только через два месяца, когда все больные уже умерли. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz