Ферсман, А. Е. Наш апатит / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. С. И. Вольфковича]. - Москва : Наука, 1968. - 134,[2] с. : ил. - (Научно-популярная серия).

следовательского института удобрений, обосновавшаяся в долине Ворткуай. 2—3 сентября но окончании полевых работ под моим председательством было проведено совещание начальни­ ков всех изыскательских партий, работавших в 1929 г. На совещании был выработан текст обращения в выс­ шие правительственные органы о развертывании апати­ товой промышленности. В качестве конечного итога ука­ зывалось, что хибинские апатито-нефелиновые руды пред­ ставляют собой месторождение, наибольшее по запасам высокосортных фосфорных руд в Союзе, ценное по своим спутникам — нефелину, титану и др. В постановлении этого совещания указывалось, что нельзя ограничиваться только организацией добычи, что надо ставить вопрос и о постройке обогатительной фаб­ рики. Особый упор был сделан на скорейшее налажива­ ние связи с Мурманской магистралью, для чего в допол­ нение к уже построенной автомобильной дороге требо­ валась безотлагательная постройка железнодорожной ветки от станции Апатиты непосредственно до апатитово­ го рудника. Одновременно подчеркивалась и необходи­ мость строительства городских поселений в широком мас­ штабе. Это постановление заставило подумать п о крупном горнохимическом центре в Хибинах. Приезд сюда Сергея Мироновича Кирова 31 декабря 1929 г. послужил реши­ тельным толчком для постройки социалистического города в районе апатитовых разработок. Так как в 1930 г. вся жизнь района была связана с шоссейной дорогой п с ее километровыми столбиками, то отдельные участки ее так и называли по километрам до­ роги. Например 14-м километром назывался район ны­ нешней станции Титан; 16-м километром, или Барака­ ми, назывался район пересечения шоссейной и железной дорог. Район самого города очень долго назывался 19-м километром. Когда была закончена железнодорожная ветка к руд­ нику, управлению Мурманской железной дороги надо было дать названия отдельным ее станциям. Узловая станция на магистрали была названа Апатиты, станция на 14-м километре —Титан, конечная станция —Нефе­ лин. Нам казалось совершенно неправильным название с ганции Титан в районе, где не было и следов титановых 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz