Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
ТОПАЗ 77 Phenakits.— Sitzber Math.-naturwissensch. Kl. Akad. Wissensch. Wien, 1857, XXIV, S. 29—32. H e r m a n n R. Mineralogische Bemerkungen. [Ytterotantalit und Phenakit im Ilmen- gebirge].—Bull. Soc. Natur. Moscou, 1844, XVII, № 3, S. 877. Ср. Г. P о з e. Горный журнал, 1847, ч. 1, стр. 86. K o k s c h a r o w N. Malerialen zur Minenalogie Rueslands. 1854, Bd 2, S. 315, 332; 1866, Bd 5, S. 329 (изменение цвета кристаллов). N o r d e n s k i o l d N. Beskrifning pa phenakit ett nytt mineral fran Ural.— Poggen- dorff Ann. Phys. Chemie, ТХД Bd 28, S. 420; 1834', Bd 31, S. 57. S l r u v e H. [Der Phenakit].—N. Jb. Min., 1833, S. ’547—540 (открытие фенакита Изум рудных копей). ТОПАЗ Россия поистине может гордиться своими топазами, которые по кра соте тона, чистоте воды и величине кристаллов занимают исключитель ное место среди топазов всего света. Общие условия горных разработок и всей гранильной промышленности в России не позволили им занять сколько-нибудь видное место в мировой торговле, для которой наиболь шую важность представляют желтые или светло-голубые топазы Брази лии, бесцветны© или слабо окрашенные топазы Саксонии (Шнекен- штейн) и отчасти Японии и Австралии. Однако по качеству русский то паз выделяется среди всех топазов известных месторождений, причем красота нежно-голубого топаза Мурзинки, красновато-фиолетовый тон топазов Санарки и Каменки, наконец, винно-желтая вода топазов Бор- щовочного хребта — все это составляет гордость русских цветных камней. О них известно было еще в конце XVIII в., а Гаюи называл их «сибир скими алмазами» — название, которое довольно широко применялось в эпоху Николая I в России. На Урале сибирский камень стал граниться лишь в конце 80-х годов XV III в. К этому времени он получил наиме нование «тяжеловес», которое и сейчас сохранилось на Урале и в За байкалье в противовес «топазу» или «тумпазу» *, как обозначается обыч но горный хрусталь или дымчатый кварц. В зпоху усиленных разработок Урульгинских месторождений в первую половину XIX в. особенно це нились красновато-желтые камни (цвета мадеры), которые, однако, подобно фенакиту отличались непрочностью окраски, быстро теряя ее на свету, особенно на солнце. Н. Кокшаров описывает ряд случаев, когда окраска исчезала в течение нескольких месяцев и заменялась серовато- голубым некрасивым тоном. В меньшей степени это же можно говорить о голубых топазах, бледнеющих на солнце, но, по-видимому, иногда вос станавливающих свой тон после лежания в темном месте. Если к этому добавить, что урульгинские кристаллы по плоскости yz окрашены в го лубоватый, а на концах кристаллов (концы оси х ) в розовато-желтый тон, то мы увидим, какой неопределенностью отличается окраска топазов, столь ошибочно связываемая с примесями органических веществ. Веро ятно, окраска топазов связана с ионным окрашиванием, на что указывает изменение ее при действии радиевых или ультрафиолетовых лучей. Фио летовые кристаллы Каменских россыпей при слабом прокаливании теря ют окраску, тогда как желтые камни тех же месторождений при этом по лучают нежный розовато-фиолетовый тон. Топазы лишь периодами попадали на рынок. Первый период относит ся к концу XV III в., когда копи Алабашки и отчасти Ильменских гор да вали богатейший материал водяно-прозрачных камней и голубых сырцов. Уже к началу XIX в. копи оказались исчерпанными, и в 1818 г. мы читаем 1 « Т о п а з » —более редкое наименование камня в первой половине XVIII в. См. представление Шумахером в кунсткамеру «табаса» от В. де Геннина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz