Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
582 ЦВЕТА МИНЕРАЛОВ Потеря яркой окраски на солнце весьма обычна для многих самоцве тов; розовые кварцы Бразилии и пегматитовых жил Алтая очень скоро бледнеют на солнце; выцветают на солнце красные цирконы, снижается также яркость тона изумруда. Население Кашмира продает сапфиры, «;не видевшие света», их тон сочнее, и за них больше дают. Особенно хорошо знают об изменении окрасок минералоги, хранители музеев и коллекционеры — любители камня. Быстро превращается на солн це красный реальгар в золотистый аурипигмент, от кровавых серебряных руд остаются металлические черные кристаллы, теряет свою окраску нежно-голубой и нежно-винный топаз. Солнечные лучи своей энергией изменяют кристаллические решетки минералов. К подобным изменениям окраски относятся различия, носящие назва ние п о л и м о р ф и з м а ; так, мы знаем углерод в виде черного графита и прозрачного алмаза, который щит накаливании без доступа воздуха чернеет и превращается в графит; белый фосфор при нагревании переходит в крас ный. Все эти факты наводят нас на размышление: если в природе цвет мине рала меняется, то почему не изменять его по своему желанию? Эта мысль еще тысячу лет назад руководила мастерами по обработке камня, когда они прокаливали бурый агат, чтобы сделать его красным; уральские гор- щики в золе или в хлебе запекали дымчатый горный хрусталь, который приобретал золотистый цвет. В старейшем центре кустарной промышлен ности поделочного камня — Идар-Оберштейне давно научились прокраши вать серые агаты, превращая их в яркие, красивые камни. Наконец, изве стный австрийский минералог К. Дёльтер, пользуясь сильными кварцевы ми лампами, электрическими прожекторами и трубочками с радием, окра шивал драгоценные камни. Успех искусственной окраски минералов будет зависеть только от ши роты изучения и глубины понимания природы окраски. Когда физик, хи мик и минералог разгадают эту природу и свяжут полосы поглощения света с электрическими клубками, из которых построен кристалл, когда законы световых колебаний и строения кристаллов сольются в теорию цвета, толь ко тогда минералог-экспериментатор окрасит в яркие цвета драгоценные кампи. Тогда мы подойдем к разгадке строения замечательных кристал лов, в узлах решетки которых сидят тяжелые атомы металла в сплошной туче крутящихся вокруг электронов. Эти кристаллы мы называем в обще житии м е т а л л а м и , на которых строится промышленность и культура. Тот, кто поймет природу металла, овладеет техникой мира. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТОВ ОКРАШИВАНИЯ Чего же добились химики и минералоги в их стремлении изменить или искусственно окрасить минералы и драгоценные камни? Начнем с х л о р и с т о г о н а т р и я , который долгое время цривле- кал внимание ученых в этом отношении. Опыты показали, что синюю окраску этого минерала можно вызвать искусственно. Рентгеновское облучение каменной соли ведет к желтой окраске, связанной с появлением внутри кристаллической решетки нейт ральных, незаряженных атомов натрия. Такая окраска в дальнейшем может перейти в красную, фиолетовую и синюю. В настоящее время все способы искусственной окраски можно класси фицировать следующим образом: 1. Х и м и ч е с к и й, вызываемый реакцией внутри минерала. Напри мер, пропитывание халцедона (агата) солями железа и их фиксация в виде зеленой и синей берлинской лазури и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz