Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.

582 ЦВЕТА МИНЕРАЛОВ Потеря яркой окраски на солнце весьма обычна для многих самоцве­ тов; розовые кварцы Бразилии и пегматитовых жил Алтая очень скоро бледнеют на солнце; выцветают на солнце красные цирконы, снижается также яркость тона изумруда. Население Кашмира продает сапфиры, «;не видевшие света», их тон сочнее, и за них больше дают. Особенно хорошо знают об изменении окрасок минералоги, хранители музеев и коллекционеры — любители камня. Быстро превращается на солн­ це красный реальгар в золотистый аурипигмент, от кровавых серебряных руд остаются металлические черные кристаллы, теряет свою окраску нежно-голубой и нежно-винный топаз. Солнечные лучи своей энергией изменяют кристаллические решетки минералов. К подобным изменениям окраски относятся различия, носящие назва­ ние п о л и м о р ф и з м а ; так, мы знаем углерод в виде черного графита и прозрачного алмаза, который щит накаливании без доступа воздуха чернеет и превращается в графит; белый фосфор при нагревании переходит в крас­ ный. Все эти факты наводят нас на размышление: если в природе цвет мине­ рала меняется, то почему не изменять его по своему желанию? Эта мысль еще тысячу лет назад руководила мастерами по обработке камня, когда они прокаливали бурый агат, чтобы сделать его красным; уральские гор- щики в золе или в хлебе запекали дымчатый горный хрусталь, который приобретал золотистый цвет. В старейшем центре кустарной промышлен­ ности поделочного камня — Идар-Оберштейне давно научились прокраши­ вать серые агаты, превращая их в яркие, красивые камни. Наконец, изве­ стный австрийский минералог К. Дёльтер, пользуясь сильными кварцевы­ ми лампами, электрическими прожекторами и трубочками с радием, окра­ шивал драгоценные камни. Успех искусственной окраски минералов будет зависеть только от ши­ роты изучения и глубины понимания природы окраски. Когда физик, хи­ мик и минералог разгадают эту природу и свяжут полосы поглощения света с электрическими клубками, из которых построен кристалл, когда законы световых колебаний и строения кристаллов сольются в теорию цвета, толь­ ко тогда минералог-экспериментатор окрасит в яркие цвета драгоценные кампи. Тогда мы подойдем к разгадке строения замечательных кристал­ лов, в узлах решетки которых сидят тяжелые атомы металла в сплошной туче крутящихся вокруг электронов. Эти кристаллы мы называем в обще­ житии м е т а л л а м и , на которых строится промышленность и культура. Тот, кто поймет природу металла, овладеет техникой мира. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТОВ ОКРАШИВАНИЯ Чего же добились химики и минералоги в их стремлении изменить или искусственно окрасить минералы и драгоценные камни? Начнем с х л о р и с т о г о н а т р и я , который долгое время цривле- кал внимание ученых в этом отношении. Опыты показали, что синюю окраску этого минерала можно вызвать искусственно. Рентгеновское облучение каменной соли ведет к желтой окраске, связанной с появлением внутри кристаллической решетки нейт­ ральных, незаряженных атомов натрия. Такая окраска в дальнейшем может перейти в красную, фиолетовую и синюю. В настоящее время все способы искусственной окраски можно класси­ фицировать следующим образом: 1. Х и м и ч е с к и й, вызываемый реакцией внутри минерала. Напри­ мер, пропитывание халцедона (агата) солями железа и их фиксация в виде зеленой и синей берлинской лазури и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz