Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
ЦВЕТА , СВЯ ЗАННЫ Е С ГЕОХИМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 579 шше — простые анионы (до 2 А ), и еще большие — комплексные анионы (до 3—4 А). Между этими крайностями расположены многочисленные переходы в их последовательной эволюции природных процессов, в которых законы энергии кристаллических решеток управляют течением кристаллизации их подвижных ионов. На поверхности Земли, в мире сложных соединений живой природы, появляются новые красителя. Это огромные молекулы-комплексы органи ческих соединений, в которых сложные распределения диполей и элект ронных облаков могут быть постигнуты лишь путем глубокого математи ческого анализа. Здесь дипольные группы, в строгом соответствии с их строением, меняются цри небольшом изменении температур и электриче ского поля; отдельные калории и вольты решают устойчивость химическо го соединения. Здесь рождаются краски по новым, еще неразгаданным законам органических соединений. Ничтожные по размерам ионы углерода и азота, практически бесконечно малый ион водорода и огромные шары атомов кислорода, серы, галоидов создают на поверхности Земли новые хромофоры. Это не отдельные ионы, как ион марганца или простые комп лексы хромового ангидрида, а целые сложные молекулы. Яркий наряд зеленой листвы с хлорофиллом: то мягкие, то яркие тона цветов, весь спектр мало известных в минералогии фиолетовых, синих, ярко-зеленых, розовых тонов — рождается в мире этих сложных органиче ских комплексов. Сколько замечательных сочетаний, сколько тончайших нюансов, не подражаемых и неповторимых, видим мы в розариях. Я никогда не забуду один такой сад в окрестностях Ходжента, где несколько тысяч цветков сливались в сказочную гармоническую картину; я не знал, чему больше дивиться — одуряющему ли тонкому пряному запаху сложных эфиров, или этой чарующей красоте цветов с тонкими оттенками, которые невоз можно выразить словами и передать живописью. Сколько таких замечательных картин хромофоров живой клетки дает нам природа! Вот как описывает Н. Ширяев (1935) краски растительности Киргизии: «Осенью фон киргизских пейзажей соломенно-желтый. Лишь кое-где разнообра зят его голубовато-сиреневые корзинки даурской астры да свежая зелень с цветом эстрагона. Зато весной, всюду, куда ни глянешь,—изумрудный сочный ковер, расшитый самыми причудливыми красками- Каких цветов только здесь нет! Фиолетовая герань, синие колокольчики горачовки, бело-розовые скабиозы, выше в горы —золотисто- нежные кисти подмаренника, сиреяево-розовые султаны зон,ника; еще выше — эдель вейсы... В этом пиршестве красок и ароматов затаенной жизнью живет один цветок... он фиолетовый, но в фиолетовой окраске его колокольчиков есть что-то зловещее...» Кто не восторгался цветочными полями Голландии, где около Гаарле- ма уже в марте бурая земля покрывается ковром крокусов, которые сво ими ярко-синими, фиолетовыми, пурпуровыми, желтыми и белыми тонами выделяются среди еще мертвой природы! За ними следуют предвестники весны — нарциссы, воспетые Шекспиром. Сплошным золотисто-желтым ковром покрывают они поля, а за ними расцветают гиацинты, наполняю щие воздух своим тонким ароматом, затем тюльпаны в их ярком наряде. Море красок, тонов, сочетаний, ароматов... Этому красочному миру ясивой природы стал подражать человек. Он создал из погонов угля, смолы, бензинов, нефти искусственные краски. То подражая индиго и другим природным красителям, то идя новыми пу тями, он создал громадную гамму искусственных хромофоров, воплотив ее в ткани, бумагу, шерсть, кожу, дерево. 37*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz