Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
ОКРАСКА ДРА ГОЦЕННЫ Х И ЦВЕ ТНЫ Х КАМНЕЙ 549 Прекрасные фантастические картины мы видим на орской яшме: вот бушующее море, покрытое серовато-зеленой пеной; на горизонте сквозь черные тучи пробивается огненная полоска заходящего солнца и стоит только врезать в это бурное небо трепещущую чайку, чтобы достигнуть полной иллюзии бури на море; вот хаос красных топов, и черпая сказочная фигура бешено мчится среди пожара и огня; вот мирный осенний ланд шафт — голые деревья, чистый первый снег, кое-где еще остатки зеленой травки; вот лепестки и цветы яблони упали на поверхность воды и тихо качаются на волнах заснувшего пруда... Таких картин не перечесть, и опытный мастер-художник, осторожно врезая иногда веточку, иногда по лоску неба, усиливает и выявляет прекрасные узоры природы. ВЫВОДЫ Все цвета радуги, все цвета солнечного спектра представлены в окра ске драгоценного и цветного камня. Сравнительно мало фиолетовых и си них тонов, но зато какое разнообразие оттенков густо-зеленых, зеленова тых, голубых, красных, розовых, бурых, пурпуровых и желтых!!! Мы оста навливаемся в затруднении перед вопросом, каковы же законы создания этого пестрого узора? Разобраться в этом вопросе нелегко, так как причина окраски само цветов в большинстве случаев еще не разгадана, из-за того, что в этой об ласти не было научных исследований. Однако ряд закономерностей можно указать уже сейчас. 1. Один и тот же минерал определенного химического состава встре чается часто с самыми разнообразными окрасками: к о р у н д бывает бесцветный, белый, желтый, зеленый, синий, крас ный, фиолетовый и коричневый; ц и р к о н — желтый, зеленый, бурый, буро-красный, красный и синий; т у р м а л и н — бесцветный, черный, желтый, зеленый, синий, розо вый, красный, фиолетовый; б е р и л л — бесцветный, зеленоватый, желтый, зеленый, зелено-синий, белый, розовый и золотисто-розовый. т о п а з — бесцветный, розовый, голубой, винно-желтый и сине-фио летовый. Окраска самоцветов в этих случаях н е е с т ь о к р а с к а с а м о г о хи м и ч е с к о г о с о е д и н е н и я , она связана или с посторонними щримеея ми, или с н е у с т о й ч и в ы м с о с т о я н и е м и о н о в и а т о м о в в самой молекуле. 2. Связь окраски с химическим составом установлена в следующих случаях: а) Все соединения меди (Си2+) с кислотами (но в присутствии эле ментов воды) — зеленого или синего цвета (диоНтаз, малахит, азурит, би рюза) . б) Соединения, содержащие закись железа,— зеленого, зелено-желтого или зелено-бурого цвета (оливин-хризолит, нефрит, диопсид, везувиан, эпидот и др.), а камни, содержащие окись железа (Fe3+) ,— красного или красно-бурого тона (спессартин, гессонит, розовый кварц и др.). в) Минералы с хромом всегда ярко окрашены в фиолетовый, зеленый, красный или в тот и другой цвет одновременно (рубин, пироп, алексан дрит, уваровит, зеленый жадеит, хромвезувиан, изумруд). г) Соединения с марганцем (Мп3+ и частью Мп2+) — розового или красного цвета: лепидолит, родонит (орлец), марганцевый гранат (спес сартин) и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz