Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.

548 ЦВЕТА МИНЕРАЛОВ где нет хрома, нет и сочных зеленых тонов, поэтому бесцветны и бледны бериллы Забайкалья и мертвы синеватые аквамарины Тигирецких белков па Алтае. Таким образом, выявляется тесная связь между распределением хими­ ческих элементов в земной коре и распространением в ней ее неживых цве­ тов — драгоценного и цветного камня! Родина к р а с н о г о к а м н я — в сказочных странах Востока: Индии, Сиаме и Бирме. Здесь нет изумрудов, ярко-зеленых гранатов, глубокого, как море, аквамарина, но во всем мире нет другого района, где бы более господствовал красный камень, чем здесь: розово-красный турмалин, кро­ ваво-красные рубины Сиама и чистый, как алая кровь, камень Бирмы, темные вишнево-красные гранаты Индии, буро-красные сердолики Дека­ на — все оттенки красного цвета сливаются здесь в полную чудес сказку. Отсюда, из Индии, Бирмы и Цейлона, шел драгоценный камень па за­ пад. Через Южную Персию и Месопотамскую равнину тянулись карава­ ны с камнями, благовонными маслами и шелком в Халдею, Финикию, Аравию. Со II в. до н. э. через ворота Троглодитики на кораблях стали до­ ставлять в Египет драгоценный красный камень. Новую волну красного камня принесли арабы; и снова вишневый аль­ мандин и красный или фиолетовый корунд проникли на Запад, в Визан­ тию и Геную. В прекрасных образах арабских лапидариев мы читаем под­ робные описания рубина, греческое слово „гиацинт” постепенно превра­ щается в арабское — „якут” , и мы узнаем уже в арабских лапидариях XI в. первоисточник нашего русского слова „яхонт“. Этим описаниям вто­ рят и грузинские рукописи (X в.), восхваляющие огненный блеск камня. Увлечение рубином приходит с Востока, где мусульманский мир еще и сейчас ставит его превыше всех других драгоценных камней и украшает им одежды, утварь, оружие, предметы культа. Краспые гранат, альман­ дин и шпинель несли с собой орды гуннов и других народов, наводнивших с востока Европу. В течение почти семи столетий увлечение красным кам­ нем проходит через историю прикладного искусства Запада. Оно достигает своего апогея в XVI в., когда вишнево-красный альмандин и красная шпи­ нель сделались любимым камнем убранства, когда в эпоху возрождения наук и искусств великий мастер и скульптор Бенвенуто Челлини превоз­ носил красоту красного камня, считая его дороже алмаза. Нет породы более разнообразной по своей окраске, чем яшма; в ней известны все цвета, за исключением синего. К обычным цветам яшмы — красному и зеленому — присоединяются часто черный, желтый, бурый, оранжевый, серо-фиолетовый, голубовато-зеленый и др. Одни ягамы окра­ шены однородно, в других нас поражает пестрое смешение различных цветов, создающих разнообразный и прихотливый рисунок: то цвета рас­ полагаются ровными полосками, образуя красивые ленточные яшмы, в которых темно-красные полоски чередуются с густо- или ярко-зелеными (кушкульдинская яшма на Южном Урале) *, то окраска беспорядочна, образует волнистые, струйчатые, пятнистые, порфировые, брекчиевидные сорта. Окраска яшм так разнообразна и сложпа, что получается как бы пестрый ковер с фантастическими узорами, составляющими своеобразные картипы. Еще в 1609 г. Боэций де Боот писал про цветные яшмы Богемии: «Иногда они так естественно передают леса, поляны, деревья, тучи и реки, что на некотором расстоянии их можно принять за нарисованные картины. Из этих камней была приготовлена столешница причем камни были так вырезаны, что давали полную иллюзию картины, сравнимой по своему великолепию с храмом Дианы в Эфесе». 1 Это месторождение было посещено нами в 1935 г. и оказалось расположенным iHa живописных крутых склонах Урала, около дер. Наурузовой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz