Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.

546 ЦВЕТА МИНЕРАЛОВ ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и, в соответствии с этим, освещать. Глаз, называемый окном души,—это главный путь, которым обгцое чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы. Живописцу необходимы: математика, относящаяся к живописи, отсутствие товарищей, чуждающихся этого занятия, мозг, способный изменяться в зависимости от разнообразия предметов, перед ним находящихся, и удаленность от других забот». Замечательны слова гениального мыслителя конца XV в., и их полно­ стью можно применить не только к живописцу, но и к минералогу, который захочет познать законы окраски камня. IV. ОКРАСКА ДРАГОЦЕННЫХ И ЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ «Камень, как один из важных материалов, из которых строилось прикладное искусство и из которых вырастала творческая мысль, является неотъемлемым элементом куль­ турного развития человечества, и изучение его во всех ста­ диях использования, начиная с природных месторождений и кончая обработкой в камнерезных мастерских, есть задача большого культурно-исторического значения». А. Ф е р с м а н , 1921 Много прекрасных книг написано о драгоценном камне, начиная с больших исторических трактатов XVI в. и кончая современными издания­ ми с яркими цветными таблицами. Много поэтических п литературных произведений посвящено драгоценному камню, и во многих областях при­ кладного искусства камень занимает видное место. В архитектуре и разнообразных видах прикладного искусства, в укра­ шениях одежды и оружия, в народной фантазии сказок, в поэтических об­ разах изящной литературы — всюду драгоценный и цветной камень играл свою роль, вдохновляя художника, давая незаменимый материал ваятелю и открывая широкий простор фантазии поэта. Среди изменчивых и умирающих форм яшвой природы вечными и не­ зыблемыми остаются художественные произведения, выполненные в кам­ не. Для изобразительного искусства он основной, незаменимый и вечный материал, в котором воплощались вековечные достижения человеческого вдохновения. В культуре будущего камень снова вернется к тому, что составляло его красоту в древпей Греции, в нем будут видеть высшую красоту природы, питающую священный огонь вдохновения художника. Попытаемся теперь определить роль цвета для драгоценного камня. Я хочу прежде всего остановить внимание на прекрасном с и н е м к а м н е без прозрачности сапфира и без блеска эвклаза, на непрозрачном лазурите (lapis lazuli итальянцев и pierre d’azur французов). У арабов он назывался «лазувард» — от слова «азул», т. е. «синее небо». Лазурит — то горящий синим огнем, то бледно-голубоватый камень, или сплошной однородной окраски, или с красивым узором сизых или белых пятещ, переплетающихся в пестрый и разнообразный узор. Яркий и сверкающий при солнечном свете, он становится темным и мрачпым при свечах и электричестве. Недаром его красота ценилась больше всего на юге, где роскошь и пышность убранства были рассчитаны на дневное освещение. Синий бадахшанекпй пли памирский камень мра­ чен при искусственном свете, еще мрачнее кажется он, когда его золотая или серебряная оправа зажигается в это же время ярким блеском.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz