Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.

ОКРАСКА ГОРНЫХ ПОРОД И ПОЧВ 545 щими углями — антрацитами с почти металлическим блеском и абсолютно непрозрачными графитами. Так в истории растительных остатков с ее длительными процессами, измеряемыми десятками и сотнями миллионов лет, наблюдается все тот же порядок смены цветов: желтый — бурый — темно-коричневый — тем­ но-красный — черный — полуметаллический. И. Седлецкий и Б. Бруновский в 1936 г. при изучении гуминовых кис­ лот и углей в рентгеновских лучах обнаружили, что все эти вещества по своему внутреннему строению состоят из мельчайших колец углерода, ко­ торые сжимаются последовательно в генетическом ряде: лигнин — гумино- вая кислота — бурый уголь — антрацит — графит. При этом увеличивает­ ся удельный вес, сближаются бензольные кольца, лучи света наталкива­ ются на непроходимый барьер и не могут проникнуть через вещество. Так от светло-бурого вещества молодых углей мы переходим к черному углю и к полуметаллическому графиту. Глубокая закономерность смены цветов следует за химическими превращениями, указывая, что цвет есть лишь внешнее выражение более глубоких законов природы. Уходя от поверхно­ сти земли, покрываясь мощными слоями осадков, подчиняясь влияниям температуры и давления глубин, соединения древесины и клетки расте­ ний кончают свою эволюцию, завершаясь черными непрозрачными антра­ цитом и графитом. Следует отметить замечательное свойство соединений углерода погло­ щать посторонние вещества. В листве деревьев накапливаются и концен­ трируются тяжелые металлы как при жизни растений, так и после их смерти; ванадий, серебро, золото, свинец, уран, цинк и другие металлы накапливаются в зтих остатках органической жизни, и зола угля содер­ жит иногда целые «рудники» таких редких и ценных металлов, как гер­ маний и ванадий. Усиление окраски растительных соединений идет наравне с поглоще­ нием этих металлов, и мы в дальнейшем убедимся, что одна и та же причи­ на управляет тем и другим процессом. КОЛОРИТ ЛАНДШАФТА Для художников цвета ландшафта являются одним из важнейших вос­ приятий природы. Влияние колорита природы на художника особенно резко выявил Сезан (1890 г.) — родоначальник импрессионизма в живо­ писи; он говорил: «Мне кажется, что когда я нахожусь среди природы, мое восприятие делается обостренней... но я не могу достигнуть в живописи той интенсивности, которая свой­ ственна моим чувствам. У меня нет того великолепного богатства цвета, которое одушевляет природу». Еще глубже формулировал эту мысль Винсент Ван-Гог в 1885 г.: «Законы цвета невыразимо прекрасны, потому что это не случайность. Я нахожу, кроме того, что цвет, светотень, перспектива и рисунок — все, одним словом, все имеет свои определенные законы, которые нужно и можно изучать, как алгебру и химию... Хотя и знаешь многое по инстинкту, но, по моему мнению, надо стараться вдвойне и втройне, чтобы от инстинкта перейти к сознанию». Ван-Гог лишь переживал идеи других мастеров краски. Вот как пишет в своем «Трактате о цвете» знаменитый итальянский художник, скульп­ тор, архитектор и математик Леонардо да Винчи (1498 г.): «Белое мы приняли за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета; жел­ тое —за землю, зеленое —ва воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чер­ ное — за мрак, который находится над элементом огня, тар как там йот ни материи, 35 Е. А. Ферсман, т. V II

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz