Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
ОКРАСКА ГОРНЫХ ПОРОД И ПОЧВ 545 щими углями — антрацитами с почти металлическим блеском и абсолютно непрозрачными графитами. Так в истории растительных остатков с ее длительными процессами, измеряемыми десятками и сотнями миллионов лет, наблюдается все тот же порядок смены цветов: желтый — бурый — темно-коричневый — тем но-красный — черный — полуметаллический. И. Седлецкий и Б. Бруновский в 1936 г. при изучении гуминовых кис лот и углей в рентгеновских лучах обнаружили, что все эти вещества по своему внутреннему строению состоят из мельчайших колец углерода, ко торые сжимаются последовательно в генетическом ряде: лигнин — гумино- вая кислота — бурый уголь — антрацит — графит. При этом увеличивает ся удельный вес, сближаются бензольные кольца, лучи света наталкива ются на непроходимый барьер и не могут проникнуть через вещество. Так от светло-бурого вещества молодых углей мы переходим к черному углю и к полуметаллическому графиту. Глубокая закономерность смены цветов следует за химическими превращениями, указывая, что цвет есть лишь внешнее выражение более глубоких законов природы. Уходя от поверхно сти земли, покрываясь мощными слоями осадков, подчиняясь влияниям температуры и давления глубин, соединения древесины и клетки расте ний кончают свою эволюцию, завершаясь черными непрозрачными антра цитом и графитом. Следует отметить замечательное свойство соединений углерода погло щать посторонние вещества. В листве деревьев накапливаются и концен трируются тяжелые металлы как при жизни растений, так и после их смерти; ванадий, серебро, золото, свинец, уран, цинк и другие металлы накапливаются в зтих остатках органической жизни, и зола угля содер жит иногда целые «рудники» таких редких и ценных металлов, как гер маний и ванадий. Усиление окраски растительных соединений идет наравне с поглоще нием этих металлов, и мы в дальнейшем убедимся, что одна и та же причи на управляет тем и другим процессом. КОЛОРИТ ЛАНДШАФТА Для художников цвета ландшафта являются одним из важнейших вос приятий природы. Влияние колорита природы на художника особенно резко выявил Сезан (1890 г.) — родоначальник импрессионизма в живо писи; он говорил: «Мне кажется, что когда я нахожусь среди природы, мое восприятие делается обостренней... но я не могу достигнуть в живописи той интенсивности, которая свой ственна моим чувствам. У меня нет того великолепного богатства цвета, которое одушевляет природу». Еще глубже формулировал эту мысль Винсент Ван-Гог в 1885 г.: «Законы цвета невыразимо прекрасны, потому что это не случайность. Я нахожу, кроме того, что цвет, светотень, перспектива и рисунок — все, одним словом, все имеет свои определенные законы, которые нужно и можно изучать, как алгебру и химию... Хотя и знаешь многое по инстинкту, но, по моему мнению, надо стараться вдвойне и втройне, чтобы от инстинкта перейти к сознанию». Ван-Гог лишь переживал идеи других мастеров краски. Вот как пишет в своем «Трактате о цвете» знаменитый итальянский художник, скульп тор, архитектор и математик Леонардо да Винчи (1498 г.): «Белое мы приняли за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета; жел тое —за землю, зеленое —ва воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чер ное — за мрак, который находится над элементом огня, тар как там йот ни материи, 35 Е. А. Ферсман, т. V II
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz