Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
ГРАФИТ 265 АПАТИТ Окрашенные разновидности этого камня иногда употребляются для подделки настоящих драгоценных камней (изумруда, аквамарина, фе накита) , от которых они, однако, легко отличимы по своей мягкости. В России пока неизвестны сколько-нибудь богатые месторождения прозрачного и красиво окрашенного апатита, который мог бы идти для огранки. Кристаллы из Изумрудных копей иногда совершенно прозрачны и лишь в исключительных случаях окрашены в красивый нежно-розовый цвег, видимы й лишь в толстых кусках. Столь же случайны хорошие л не трещиноватые кристаллы апатита из Ильменских гор и в копях близ Зла тоуста. Нежио-фиолетовый или синеватый апатит в водяно-прозрачных кристаллах известен на Киребинском медном руднике (Южный Урал); он имеет только музейное значение. Равным образом, составляют минерало гическую редкость ярко-зеленые, совершенно прозрачные апатиты горы Благодать, которые очень напоминают хризолит. Очень красивы лазоре вые и зеленовато-синие апатиты из контактовых известняков р. Слюдянки в Прибайкалье; в описаниях начала XIX столетия их смешивали с аква маринами и изумрудом (Злобин), однако из-за непрозрачности и трещи новатости они представляют интерес лишь как красивые музейные шту фы. Может быть, некоторое значение в качестве поделочного материала могли бы иметь зернистые известняки долины р. Слюдянки и Тункинских гор около Батагола, где светло-голубой апатит образует пигмент в виде рассыпчатой зернистой сахаровидной массы. Следовало бы испробовать технические свойства этой красивой породы, встречаемой в больших ко личествах. Л И Т Е Р А Т У Р А I C o k s c h a r o w N. Materialen zur Mineralogie Russlands. 1854, Bd 2, S. 47, 60; l'858t Bd 3, S. 86. P u s i r e w s k y P. Uber einige russische Apatite vom FI. Sludianka.—Verh. Min. Ges. SPb., 1862, S. 59—71. ГРАФИТ Графит, который в некоторых своих разновидностях представляет од нородный материал, легко подвергающийся механической обработке, и прекрасно принимает полировку, используется в камнерезной промыш ленности. В шлифованном виде изделия из графита обладают металличе ским блеском. Такой блеск, а также мягкость графита придают ему сход ство со свинцом. Не удивительно, что при открытии тупкияского графита сойоты Приняли его за свинец, годный для пуль. Поделки из графита появились на рынке лишь благодаря энергии Али бера, который, проведя 8 лет на Батаголе, подверг художественной обра ботке наиболее ценные и однородные куски графита. Изделия эти, пока- занные на выставках в Иркутске (в 1860 г.), в Петербурге и Лондоне (1862 г.), представляли разнообразнейшие чаши, вазы и художественные барельефы. Лучшая часть зтих изделий была передана Алибером после Лондонской выставки в Париж; в числе их были большой постамент с рядом аллегорических изображений, бюсты Ермака и Александра [I. Эти изделия весили 600 кг и были привезены с гольцов сухим путем через Москву в 100 ящиках. Алибер широко раздавал свои изделия из графита, и в большинстве, крупных музеев Европы красуются горки из этого камня. Для художест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz