Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
210 ТОМ I. ОПИСАНИЕ ДРА ГОЦ ЕННЫ Х И Ц ВЕТНЫ Х КАМНЕЙ неопределенно, и «яшмой» разные авторы называли очень разнообразные породы. Неясно и происхождение этого термина: в то время как одни видят в нем корень греческий и производят слова 1'аотй<; — iaw (исцеляю), другие с большим основанием считают, что он — восточного происхожде ния, и связывают с арабскими и персидскими корнями. Весь древний Восток (Халдея, Иудея), а цозднее арабы применяли этот термин не к яшме в нашем понимании, а к нефриту или другим, главным образом зеленым камням. Однако и настоящая яшма уже тогда широко ис пользовалась в изделиях Халдеи как прочный и твердый камень наравне с кремнем и роговиком. Древний Рим получал яшмы из Сицилии (пре имущественно черные и желто-белые) и Египта (желто-бурые с черными дендритами). О яшме почтя ничего' не говорится ни в арабских, ни в индийских ла- пидариях, и если этот термин в них и упоминается, то лишь для обозначе ния нефрита. Первый, кто дает более широкое толкование яшме, это Пли ний, насчитывавший много ее сортов, но очень неясно описывающий яшму. Интересные, хотя и не всегда понятные указания, относящиеся и к яшме, встречаем мы в грузинском сборнике X в.: «...Есть еще другой драгоценный камень (иаспин), более красного цвета, кото рый попадается в морской воде; он темнее (лепестков красных) цветов. Есть еще другой камень, который попадается в Фригии, в горах Сидейских. Он кровяного цвета, но светлее жемчужного ядра; бывает и винного цвета и походит на аметвистон; он краснее (других камней), по не одного цвета и одной силы. Есть еще другой блестящий иаспин, схожий с цветом пламени и дыма, но светлее и бо лее блестящий, чем второй. Некоторые, на основании сказок, говорят, что эти камни обнаруживают невидимое для глаза. Этот камень попадается в границах Картлии (Картлия — Грузия,— А. Ф.), Гур- ганетии и в стране каспов, где (т. е. во всех трех упомянутых странах.— А. Ф.) живут родственные народы. Есть еще другой иаспин, не так великий и не так блестящий, как первый, с кра пинками в одпом и том же зерне. Есть еще другой иаспин, который называется упав- лиос, и подобен он глазу и Перусскому морю и смеси крови с молоком, что пьют „маскаты", как говорят те, которые находят его, чрез него наводят страх на дерев ни и села...» В древней и средневековой литературе яшмой назывались многочислен ные разноцветные и пестрые камни. Эта же путаница понятий перешла и в Россию. Так, уже в конце XVII столетия мы находим указание на яшму в «Росписи о камениях» 1682 г.: «Камень яшма, а в нем искра, что кровь смешалась; купят их в печатках недорого»; это указание, очевидно, отно сится к гелиотропу (jaspe sanguin) '. Я Ш М А В Р О С С П И Еще с начала XV III в. у нас стали интересоваться «ясппсами», т. е. яш мами. Так, Петр I потребовал доставить в Петербург яшму из Яшмовой горы на Аргуни. Позднее Академии наук были вменены в обязанность сбор и шлифовка яописовых камней на Петергофской транилыной «мель нице». В 1735 г. императрица передала в Кунсткамеру присланные из Си бири ясписовые камни, «чтобы годные отшлифовать и оставить в Академии, остальные отправить обратно для убирания грота в Петергофе». По всей вероятности, эти яшмовые камни были присланы де Геннином с Урала. Архивные данные рисуют нам следующую историю открытия яшм на Южном Урале. Начиная с 1750 г. Исетская и Оренбургская канцелярии состязались в желании открыть новые месторождения яшмовых камней, из которых выделывались «черенья кортишные, охотничьи, . сабельные, ножные и вилочные, табакерки и другие мелкие изделия». К этому времени 1 П. И. С а в в а и т о в. Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, раз ных доспехов и конского прибора. СПб., 1865.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz