Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.

196 ТОМ X. ОПИСАНИЕ Д РА ГОЦЕННЫ Х И ЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ На каменном рынке название «оникс» относится не только к агатовому ониксу, но и к полосатому мягкому известковому шпату, вывозившемуся из Персия. Египта и современного Алжира, а позднее и из Америки, В научной литературе за этим камнем осталось название «мраморный оникс». Наши агаты принадлежат частью к облачным, с мягкими изменчивыми тонамп (шайтанский переливт), или полосатым (ониксам) — типа серых халцедонов Забайкалья. Еще больше в России разностей агатов, которые являются переходными к яшмам, например мясной агат Южного Урала. Агат и его разновидности применялись в качестве материала для раз­ ных изделий еще в древнем Египте (бусы и скарабеи); агатовые украше­ ния и печати были в Вавилоне и Ассирии. Греки и римляне значительно расширили область его применения: из него делали, помимо гладко отшли­ фованных шаров больших или меньших размеров, служивших римским дамам для охлаждения рук в жаркое время года, еще геммы, перстни, статуэтки и всевозможные сосуды. В древнем Риме особенно большими симпатиями пользовался оникс, из которого выделывались не только ка­ меи, но даже и целые сосуды (для них употреблялся и мраморный оникс). В Эрмитаже находится единственное в мире собрание изделий из агата античной и средневековой работы. В эпоху переселения народов агат был совершенно вытеснен альман­ дином и другим камнями кроваво-красного цвета. Однако в Индии и Ки­ тае любовь к агату сохранилась. В средние века применение его в Европе было довольно ограниченным; лишь в XVII в. он вновь вошел в моду. Упо­ мянем об излюбленных в то время небольших портретах и бюстах императоров для кунсткамер, о черенках для ножей и вилок, о рукоятках для сабель и кинжалов. Наступил XV III век с его страстью к табакеркам, при изготовлении которых агат и все его разновидности получили широкое применение. Табакерки из цельных кусков агата оправлялись золотом и украшались драгоценными камнями. Считалось, что агат, оникс, гелиотроп и карнеол так прекрасны, что вполне достойны самой благородной и драгоценной оправы. Отдельные особенно красивые пластинки агатов вставлялись в крышки золотых табакерок. Иногда вся табакерка, т. е. дно, стенки и крышка, составлялась из небольших кусков разноцветных агатов, соеди­ ненных золотой оправой, и таким образом получалась своеобразная кол­ лекция образцов этого минерала. Изготовлялись также табакерки в моза­ ичной манере («pietra dura»). Высокохудожественные изделия исполня­ лись в Дрездене, где с 1750 г. стал применяться местный агат. Особенно широкое применение находили все разновидности халцедона и агата для перстней. В эпоху Империи, когда старались подражать антич­ ному миру, промышленность переживала период неслыханного расцвета (до 1850-х годов). Можно считать, что нет в мире камня, который бы допу­ стил такое разнообразие применения, как агат. Булавки, серьги, пряжки для поясов, браслеты, игрушки, шахматы, туалетные ящики, чашки дчя кофе, десертные тарелочки, ручки для ножей, перьев, ступки для лабора­ торий, гладильные валки для разных фабрик, вазы, чаши, кубки — все это делалось из агата. Кроме того, из разноцветных агатов составлялись мозаичные столы или же выделывались вставки для мебели, вошедшие в моду с XVII в., часто с резными рельефами, изображавшими плоды и листья (Фелькерзам, 1916). 1Греческое название « п л а з м а» присваивается зеленому халцедону. Цвет его обыкновенно темный, луковый, реже яблочно-зеленый. Окра­ шивающим веществом плазмы является минерал селадонит, мелкие че­ шуйки которого, равномерно распределенные по всей массе халцедона,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz