Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
ХАЛЦЕДОН , АГАТ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ 195 тельно тонкими письменами, вырезанными на гладкой поверхности камня, а у туркмен Закаспия он считался самым важным украшением женского убора. Широкое распространение карнеол имел также в Персии, Турции, на Балканском полуострове, в Польше и Венгрии, где в XVII и XV III вв. он шел на украшение седел, сбруи и всякого рода оружия; у туркмен и кир гизов его обыкновенно оправляли серебром, часто филигранно,! работы. В продолжение XV III в. он высоко ценился во всей Европе как материал для табакерок и перстней, а в эпоху Империи и до 1820-х годов популяр ность его как материала для печатей возросла до чрезвычайности, так как карнеол гораздо менее хрупок, чем другие халцедоны, и поэтому прекрас но принимает гравировку и превосходно полируется. Знакомые всем круп ные печати в золотых оправах, которые носили на широкой цепочке на жи лете, почти всегда делались из карнеола. В перстнях и украшениях кар неолы в то время часто ставились на золотой или серебряной фольге, отчего, понятно, сильно выигрывали их блеск и окраска. При всем разно образии форм, которые придавались карнеолам,— круг, овал, многоуголь ник, щиток и т. п.,— они везде и у всех народов шлифовались почти исклю чительно с плоской поверхностью, без фасеток; лишь изредка встречаются камни с выпуклой розеточной гранью; такие карнеолы также очень кра сивы. С а р д е р — бурый халцедон, который отличается прекрасным кашта новым цветом, часто несколько оранжевого оттенка. Провести определен ную грань между карнеолом и сардером трудно ввиду постепенности пере ходов окраски от красной до бурой. Лучшими образцами сардера считаются те, которые в отраженном свете коричневые, а в проходящем просвечивают красным цветом. А г а т , получивший свое название от сицилийской реки, из всех видов халцедона имеет наибольшее значение. Он слоистого строения, причем разные слои имеют различную окраску и прозрачность. Толщина отдель ных слоев в большинстве случаев разная; широкие на первый взгляд поло сы оказываются, однако, составленными из множества весьма тонких поло сок или слоев одинакового цвета. Цвета, в которые окрашены отдельные слои, весьма разнообразны: одни почти бесцветны, другие — молочно-бе- лые, серые, голубоватые, желтоватые, буроватые, далее слои более густой окраски — желтые, красные, бурые, реже зеленые, голубые и черные. Так как цвета эти вполне сходны с цветами равномерно окрашенных халцедо нов, известных под названием карнеола, сардера и др., то агаты, в которых преобладает окраска той или иной разновидности, называются часто хал цедоновым агатом, карнеоловым агатом и т. д. Важнейшие агатовые месторождения в Европе расположены около р. Наге, притока Рейна; они систематически эксплуатировались в течение многих столетий, начиная с половины XV в. Агаты поступали для шли фовки в многочисленные местные мастерские, преимущественно в Идар- Оберштейне, которые и поныне поставляют агатовые изделия всему миру, используя, однако, сейчас для этой цели главным образом агат из Уругвая и Бразилии. Ленточный агат, в котором молочно-белые полосы чередуются с резко отграниченными, окрашенными, называется о н и к с о м ; ониксы, в свою очередь, различаются по окраске цветных полос: камень с чередующи мися черными и белыми полосами — оникс в тесном смысле слова, белый с серым или синеватым — х а л ц е д о н о н и к с , белый с бурым — с а р д о н и к с . С тех пор как научились окрашивать халцедоны и агаты под оникс, цена последнего значительно упала. 13 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz