Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.

ГО РНЫЙ ХРУСТАЛЬ 169 ' ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ («ТОПАЗ»—НА УРАЛЕ) Горный хрусталь — прозрачная (разновидность кварца, до пщрокого- применения высших сортов стекла (хрусталя) имел большое значение не только как ограночный камень, но и как материал для чаш и ваз. Благодаря своей исключительной прозрачности и высокой твердости гарный хрусталь с древнейших времен ценился как прекрасный материал для художественных изделий. Художники, умевшие использовать все оссъ бенности строения хрусталя, достигали поразительных по красоте эффек­ тов, особенно при круглой шлифовке, которая вызывает более сильный блеск в хрустале, нежели огранка, что можно заметить на китайских изде­ лиях сложных внешних форм, требовавших поистине героического упор­ ства при обработке твердого и часто трещиноватого кам н я1. Европейскими мастерами прошлого, особенно в X I—XV вв., также из­ готовлялись из горного хрусталя прекрасные вещи: всякого рода чаши, бокалы и вазы. Но и впоследствии хрустальные сосуды все-таки не относи­ лись к самым излюбленным и ценным предметам роскоши. В Китае и в Ев­ ропе из хрусталя часто вырезывались печати, так как он отлично прини­ мает и гравировку и полировку, что особенно важно для этих изделий. Наряду с драгоценными камнями хрусталь в старину гранился в виде бриллианта, таблетки и розы. Вот что пишет А. Фелькерзам (1915) об этой отрасли камнерезной промышленности. «Уже с древнейших времен славилась использованием хрусталя Индия, где юв издавна употреблялся для небольших художественных предметов. Еще в конце XIX века он обрабатывался в гранильных мастерских в Шанджорском округе Мад­ раса, где его, впрочем, главным образом шлифовали в виде бриллиантов и роз. В старину город Дели славился искусной обработкой, и почти все дошедшие до йас хрустальные предметы индийского происхождения изготовлены там из Материала, добытого в Ауравгпуре, в 15 милях от Дели. Этот хрусталь, отличавшийся прозрач­ ностью и часто встречавшийся в больших кусках, шел большею частью на изготов­ ление чаш, ваз и бокалов... В Европе, уже в античные времена, а затем и 6 византийский период, благо­ даря торговым сношениям с Индией и Китаем имелись сосуды и другие предметы из хрусталя — «нетаюгцего льда». Со времен переселения народов и в Средние века мы встречаем хрусталь круглой шлифовки в царских венцах и сокровищницах зна­ ти наряду со всеми тогда известными /шагоценными камнями, и он ценился не ниже их. Только редко хрусталь находил себе иное применение вплоть до эпохи Возрож­ дения, когда жажда красоты и исключительная художественная производительность не упускали ничего, что могло бы послужить всесильному и торжествующему искус­ ству. Начиная с XVI века выдающуюся роль, особенно в Италии, играли хрусталь­ ные сосуды 2. Большинство крупных предметов того времени —итальянского или французского происхождения. Вскоре, однако, хрусталь и его обработка стали из­ вестны и в Германии, особенно в Нюрнберге и Аугсбурге, центрах процветавшего в годы Возрождения золотых и серебряных дел мастерства, где хрустальные сосуды сочетались с прелестными золотыми оправами. Последние часто украшались эмалью и драгоценныии камнями, алмазами, изумрудами и рубинами и, благодаря худо­ жественному исполнению, намного повышали ценность таких предметов. Одно то, что для украшения хрусталя употреблялись самые драгоценные материалы, служит до­ казательством, как высоко он ценился. Любовь к таким сосудам, составлявшим гордость княжеских сокровищниц и «кунсткамер», и высокая оценка хрусталя не прекращались, а напротив, развивались, хотя в несколько ином направлении, и в XVII веке; только со времен Людовика XIV заметно падение интереса к хрусталю, а в XVIII столетии за редкими исключениями, когда хрусталь применяется Для табакерок или для люстр, он совсем исчезает из употребления. Обрабатываемый уже в эпоху Возрождения в виде камней, хрусталь снова вошел в моду в конце века, 1 Широкое распространение в Китае изделий из горного хрусталя можно объяс­ нить тем, что стекло там получило большее распространение лишь после VII в., а до этого прозрачность и чистота хрусталя оставались незаменимыми. * С этого же времени начинается применение лучшего горного хрусталя в каче­ стве «стекла» для зеркал, небольших картин, миниатюр, табакерок и т. п.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz