Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
ГО РНЫЙ ХРУСТАЛЬ 169 ' ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ («ТОПАЗ»—НА УРАЛЕ) Горный хрусталь — прозрачная (разновидность кварца, до пщрокого- применения высших сортов стекла (хрусталя) имел большое значение не только как ограночный камень, но и как материал для чаш и ваз. Благодаря своей исключительной прозрачности и высокой твердости гарный хрусталь с древнейших времен ценился как прекрасный материал для художественных изделий. Художники, умевшие использовать все оссъ бенности строения хрусталя, достигали поразительных по красоте эффек тов, особенно при круглой шлифовке, которая вызывает более сильный блеск в хрустале, нежели огранка, что можно заметить на китайских изде лиях сложных внешних форм, требовавших поистине героического упор ства при обработке твердого и часто трещиноватого кам н я1. Европейскими мастерами прошлого, особенно в X I—XV вв., также из готовлялись из горного хрусталя прекрасные вещи: всякого рода чаши, бокалы и вазы. Но и впоследствии хрустальные сосуды все-таки не относи лись к самым излюбленным и ценным предметам роскоши. В Китае и в Ев ропе из хрусталя часто вырезывались печати, так как он отлично прини мает и гравировку и полировку, что особенно важно для этих изделий. Наряду с драгоценными камнями хрусталь в старину гранился в виде бриллианта, таблетки и розы. Вот что пишет А. Фелькерзам (1915) об этой отрасли камнерезной промышленности. «Уже с древнейших времен славилась использованием хрусталя Индия, где юв издавна употреблялся для небольших художественных предметов. Еще в конце XIX века он обрабатывался в гранильных мастерских в Шанджорском округе Мад раса, где его, впрочем, главным образом шлифовали в виде бриллиантов и роз. В старину город Дели славился искусной обработкой, и почти все дошедшие до йас хрустальные предметы индийского происхождения изготовлены там из Материала, добытого в Ауравгпуре, в 15 милях от Дели. Этот хрусталь, отличавшийся прозрач ностью и часто встречавшийся в больших кусках, шел большею частью на изготов ление чаш, ваз и бокалов... В Европе, уже в античные времена, а затем и 6 византийский период, благо даря торговым сношениям с Индией и Китаем имелись сосуды и другие предметы из хрусталя — «нетаюгцего льда». Со времен переселения народов и в Средние века мы встречаем хрусталь круглой шлифовки в царских венцах и сокровищницах зна ти наряду со всеми тогда известными /шагоценными камнями, и он ценился не ниже их. Только редко хрусталь находил себе иное применение вплоть до эпохи Возрож дения, когда жажда красоты и исключительная художественная производительность не упускали ничего, что могло бы послужить всесильному и торжествующему искус ству. Начиная с XVI века выдающуюся роль, особенно в Италии, играли хрусталь ные сосуды 2. Большинство крупных предметов того времени —итальянского или французского происхождения. Вскоре, однако, хрусталь и его обработка стали из вестны и в Германии, особенно в Нюрнберге и Аугсбурге, центрах процветавшего в годы Возрождения золотых и серебряных дел мастерства, где хрустальные сосуды сочетались с прелестными золотыми оправами. Последние часто украшались эмалью и драгоценныии камнями, алмазами, изумрудами и рубинами и, благодаря худо жественному исполнению, намного повышали ценность таких предметов. Одно то, что для украшения хрусталя употреблялись самые драгоценные материалы, служит до казательством, как высоко он ценился. Любовь к таким сосудам, составлявшим гордость княжеских сокровищниц и «кунсткамер», и высокая оценка хрусталя не прекращались, а напротив, развивались, хотя в несколько ином направлении, и в XVII веке; только со времен Людовика XIV заметно падение интереса к хрусталю, а в XVIII столетии за редкими исключениями, когда хрусталь применяется Для табакерок или для люстр, он совсем исчезает из употребления. Обрабатываемый уже в эпоху Возрождения в виде камней, хрусталь снова вошел в моду в конце века, 1 Широкое распространение в Китае изделий из горного хрусталя можно объяс нить тем, что стекло там получило большее распространение лишь после VII в., а до этого прозрачность и чистота хрусталя оставались незаменимыми. * С этого же времени начинается применение лучшего горного хрусталя в каче стве «стекла» для зеркал, небольших картин, миниатюр, табакерок и т. п.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz