Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.

ЛА ЗУРИТ 131 нем, проникнутым медною лазурью», который в огне теряет -свой цвет, цо тоже употребляется для синей краски. Хорошо знали его древняя Грецир и Рим, получавшие из него хорошую краску и называвшие его «сапфей- рос» — oampeiQOg (Теофраст — Плиний). Существует предание, что скри­ жали, данные Моисею на горе Синай, были сделаны из лазурита. Подроб­ но описывал и изучал лазурит в XVII в. Боэций де Боот (1636 г.). «Лазуревый камень издревле употреблялся в Индии и Персии при изготовлении драгоценной для художника краски —ультрамарина. С этой целью камень жгли и растирали в тонкий порошок; последний смешивали со смолой, воском и маслом, про­ мывали, и тогда краска оседала в виде чудного тончайшего порошка, который сушил­ ся и затем шел в употребление, но, естественно, был очень дорог. Все эти сведения нам передают и подтверждают все старые писатели Востока —Ибн Хаукал, Истахри, Эдризи, Абулфеда, Шехабеддин, Ибн Батута, Тейфаши, Марко Поло и мн. др. Лазуревый камень в применении к искусству был излюблен еще в древнем мире; особенно часто на нем гравировали, что облегчалось его мягкостью, и резали из него выпуклые фигуры и рельефы. На Востоке и в Китае им пользовались часто; в Китае его применяли для чаш, шкатулок, флаконов, колец, статуэток, амулетов и множест­ ва безделушек; магометанский Восток прибегал к нему более для резных и мозаич­ ных работ» *. Вот что пишет А. Фелькерзам (1913) о лазурите: «В Европе лазуревый камень был очень редок, пока в XIX веке не поступило на рынок большое его количество, привезенное с Байкала. В прежнее время изделия из лазуревого камня изготовлялись лишь из цельных кусков, а так как последние редко имели достаточные размеры и были дороги, то и число дошедших до нас таких пред­ метов очень ограничено. Более мелкие куски шли на мозаичные работы, на работы „pietra dura“, на отделку драгоценностей и, в соединении с другими камнями, i(a украшение мебели, к чему особенно пристрастились в XVII веке. Государственное гранильные фабрики в Екатеринбурге и Петергофе в середине XIX столетия указали совершенно новые пути использования лазуревого кампя: они изобрели облицовку тонкими слоями этого дорогого и прекрасного материала, вроде фанеровки .столярных работ дорогими породами дерева, и довели эту технику до той степени законченно­ сти, выше которой едва ли можно что-либо ожидать. Таким способом стали отделывать г:е только предметы средней величины, как ящики и шкатулки, колонки для шкапов, •столовые часы и т. п., но и работы громадных размеров, каковы колонны в Исаакиев- ском соборе, стены в покоях Большого Царскосельского и Зимнего дворцов, вазы и столы в Эрмитаже и других дворцах. Достигается это таким путем, что остов более мелких вещей, т. е., в сущности, самые вещи, изготовляется из металла и липн. об­ кладывается топкими пластинками дорогого материала, составленными, в свою оче1 редь, из маленьких кусочков; по отношению к крупным предметам применяется в общих чертах тот же способ, но остов делается из простого камня. Искусство этой работы заключается в том, чтобы не только пригнать отдельные куски настолько слитно, что соединение их для глаза почти неуловимо, но и придать им все мельчай­ шие изгибы, выпуклости и закругления, соответствующие сложным очертаниям. Нельзя отрицать, что лазуревый камень —правда, только в лучших своих образ­ цах —таит в себе очарование, которому трудно противостоять. Действительно, рос­ кошный цвет хороших бадахшанских кусков производит необыкновенно благородное впечатление, точно —как ни парадоксально это сопоставление —холодный огонь. Впечатление еще значительно усиливается золотистыми, блестящими вкраплинами, появляющимися, то одиночными крупинами, то в затейливых сочетаниях, то в-изви­ листых жилках. Лучше всего лазуревый камень сочетается с золотом, особенно там, где служит только фоном; менее удачно, с чисто художественной точки зрения, использование синего камня для рельефной резьбы, передающей портреты или измышленные голов­ ки, хотя бы исполнение ее было вполне законченным и художественным; к таким работам побуждала, очевидно, только мягкость камня и сравнительная легкость резь­ бы. Тяжелый вес лазурита и невозможность делать из него очень тонкие пластинки удерживали от изготовления из него табакерок и коробочек, предназначенных к но­ шению в кармане; тем не менее, попытки такого рода бывали». Красивый цвет и рисунок камня в связи со способностью принимать полировку еще с конца XV III в. выдвинули его как первоклассный поде­ лочный материал, который вскоре получил широкое распространение, что 1 См. С. P. B r a r d . Mineralogie appliquee aus arts, v. 2. Paris, 1821, p. 470. 9 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz