Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
ЛА ЗУРИТ 131 нем, проникнутым медною лазурью», который в огне теряет -свой цвет, цо тоже употребляется для синей краски. Хорошо знали его древняя Грецир и Рим, получавшие из него хорошую краску и называвшие его «сапфей- рос» — oampeiQOg (Теофраст — Плиний). Существует предание, что скри жали, данные Моисею на горе Синай, были сделаны из лазурита. Подроб но описывал и изучал лазурит в XVII в. Боэций де Боот (1636 г.). «Лазуревый камень издревле употреблялся в Индии и Персии при изготовлении драгоценной для художника краски —ультрамарина. С этой целью камень жгли и растирали в тонкий порошок; последний смешивали со смолой, воском и маслом, про мывали, и тогда краска оседала в виде чудного тончайшего порошка, который сушил ся и затем шел в употребление, но, естественно, был очень дорог. Все эти сведения нам передают и подтверждают все старые писатели Востока —Ибн Хаукал, Истахри, Эдризи, Абулфеда, Шехабеддин, Ибн Батута, Тейфаши, Марко Поло и мн. др. Лазуревый камень в применении к искусству был излюблен еще в древнем мире; особенно часто на нем гравировали, что облегчалось его мягкостью, и резали из него выпуклые фигуры и рельефы. На Востоке и в Китае им пользовались часто; в Китае его применяли для чаш, шкатулок, флаконов, колец, статуэток, амулетов и множест ва безделушек; магометанский Восток прибегал к нему более для резных и мозаич ных работ» *. Вот что пишет А. Фелькерзам (1913) о лазурите: «В Европе лазуревый камень был очень редок, пока в XIX веке не поступило на рынок большое его количество, привезенное с Байкала. В прежнее время изделия из лазуревого камня изготовлялись лишь из цельных кусков, а так как последние редко имели достаточные размеры и были дороги, то и число дошедших до нас таких пред метов очень ограничено. Более мелкие куски шли на мозаичные работы, на работы „pietra dura“, на отделку драгоценностей и, в соединении с другими камнями, i(a украшение мебели, к чему особенно пристрастились в XVII веке. Государственное гранильные фабрики в Екатеринбурге и Петергофе в середине XIX столетия указали совершенно новые пути использования лазуревого кампя: они изобрели облицовку тонкими слоями этого дорогого и прекрасного материала, вроде фанеровки .столярных работ дорогими породами дерева, и довели эту технику до той степени законченно сти, выше которой едва ли можно что-либо ожидать. Таким способом стали отделывать г:е только предметы средней величины, как ящики и шкатулки, колонки для шкапов, •столовые часы и т. п., но и работы громадных размеров, каковы колонны в Исаакиев- ском соборе, стены в покоях Большого Царскосельского и Зимнего дворцов, вазы и столы в Эрмитаже и других дворцах. Достигается это таким путем, что остов более мелких вещей, т. е., в сущности, самые вещи, изготовляется из металла и липн. об кладывается топкими пластинками дорогого материала, составленными, в свою оче1 редь, из маленьких кусочков; по отношению к крупным предметам применяется в общих чертах тот же способ, но остов делается из простого камня. Искусство этой работы заключается в том, чтобы не только пригнать отдельные куски настолько слитно, что соединение их для глаза почти неуловимо, но и придать им все мельчай шие изгибы, выпуклости и закругления, соответствующие сложным очертаниям. Нельзя отрицать, что лазуревый камень —правда, только в лучших своих образ цах —таит в себе очарование, которому трудно противостоять. Действительно, рос кошный цвет хороших бадахшанских кусков производит необыкновенно благородное впечатление, точно —как ни парадоксально это сопоставление —холодный огонь. Впечатление еще значительно усиливается золотистыми, блестящими вкраплинами, появляющимися, то одиночными крупинами, то в затейливых сочетаниях, то в-изви листых жилках. Лучше всего лазуревый камень сочетается с золотом, особенно там, где служит только фоном; менее удачно, с чисто художественной точки зрения, использование синего камня для рельефной резьбы, передающей портреты или измышленные голов ки, хотя бы исполнение ее было вполне законченным и художественным; к таким работам побуждала, очевидно, только мягкость камня и сравнительная легкость резь бы. Тяжелый вес лазурита и невозможность делать из него очень тонкие пластинки удерживали от изготовления из него табакерок и коробочек, предназначенных к но шению в кармане; тем не менее, попытки такого рода бывали». Красивый цвет и рисунок камня в связи со способностью принимать полировку еще с конца XV III в. выдвинули его как первоклассный поде лочный материал, который вскоре получил широкое распространение, что 1 См. С. P. B r a r d . Mineralogie appliquee aus arts, v. 2. Paris, 1821, p. 470. 9 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz