Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. А. А. Мамуровский]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 7. - 522 с., [9] л. ил., карты : черт., карты. - Библиогр. в конце гл.
О Т А В Т О Р А «Некоторые из камней поставляются выше всякой цены и меры богатств человеческих, так что для многих людей к высочайшему и совер шенному созерцанию природы довольно единого драгоценного камня». Плинии СтаршиИ Монография о драгоценных и цветных камнях России посвящается одной из мало оцененных или, вернее говоря, забытых производительных сил русской природы. Я, более чем кто-либо другой, сознаю огромные недо статки выполненной мною работы, неполноту сведений, односторонность и узость освещения, отсутствие красок там, где во всей яркости надо было передать внешнюю красоту и внутреннюю гармонию цветного камня. Однако полное отсутствие какой бы то ни было сводки по этому вопросу, за исключением популярной и притом устаревшей и нё всегда точной книги М. Пыляева, заставило меня не откладывать печатания этой работы. К цветному и драгоценному камню России, к его использованию можно подходить с нескольких точек зрения: чисто минералогической, промыш ленной, художественной, исторической. Я делаю попытку осветить этот многогранный вопрос со всех сторон, но особенное внимание посвящаю тому, что лежит в основе всех остальных,— п р и р о д е самого камня, его свойствам и происхождению. Выдвигая зти вопросы, я исхожу из мысли, что само промышленное, техническое или художественное использование камня является лишь выявлением тех характерных черт и элементов кра соты, которыми его наделила природа и которые во всей своей совокупно сти и во всех своих деталях являются выражением и отражением геохими ческих процессов, сопутствовавших его образованию. Художественное творчество человека, интуитивно охватывающее характерные черты кам ня, связывается, таким образом, с глубокими научными проблемами его исследования, и при рассмотрении обработки камня в исторической пер спективе невольно вырисовывается эта связь, подчиняющая материалу и его свойствам творческий порыв народного искусства. Исходя из этих точек зрения, камень, как один из важнейших мате риалов прикладного искусства, представляется мне неотъемлемым элемен том культурного развития человечества; изучение его во всех стадиях ис пользования, начиная с природных месторождений и кончая обработкой в художественных мастерских, является задачей культурно-исторического значения. Было бы большой ошибкой смотреть на драгоценный камень, как на элемент богатства, праздной роскоши, тщеславного самоукрашения: в этой роли он выступил сравнительно недавно, тогда как в истории культуры его значение определяется далеко не той денежной ценностью, которую он представлял, а тем обаянием красоты, блеска и яркости красок, тем художественным сочетанием природных свойств и творческого замысла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz