Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. Д. И. Щербаков]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. 5. - 858 с., [1] л. портр. : ил. - Библиогр.: с. 626-627 и в конце гл.

Ж И ЗН Е Н Н Ы Й П У Т Ь АКАДЕМИКА В. И . ВЕ РНАДСКОГО (1863— 1945) 795 респондента, а потом и в качестве академика. В это время к нему уже стре­ мились многочисленные ученые зарубежных стран, особенно Польши Чехо- -словакии и Франции. Он вырастал в крупнейшую мировую величину, л о т я с 1907 по 1911 г. ои постепенно все более и более уделял внимания ра­ боте в Академии, но, том не менее, он до конца своих дней любил старую Москву и те тихие переулки Арбата, где ои провел свои 10 последних лет. Но надо забывать, что именно в Москве рождалась новая русская мысль. Владимир Иванович нередко, вспоминая прошлые судьбы нашей -страны, подчеркивал громадное значение, которое сыграла Москва не только в истории нашего государства, но и в истории науки в нашей стра­ не, так как она была долгие годы средоточием русской мысли и русского творчества, дум и стремлений. С Московским университетом связаны бле­ стящие имена Ломоносова, Грановского, Герцена, Ключевского, Тимиря­ зева. В годы, когда Владимир Иванович начинал свою научную жизнь в Московском университете, крупные умы увлекали молодежь: геолог А. П. Павлов, зоологи Мензбпр, Сеченов и Севорцов, историк Ростовцев, плеяда крупнейших физиков и химиков, среди которых огромную роль играли в те годы Умов, Столетов и ныне здравствующий патриарх русской химии, академик Н . Д. Зелинский. Несомненно, это были годы блестящего расцвета Московского универ­ ситета, но вместе с том и годы тяжелой борьбы за академическую свободу, годы, когда студенческие волнения достигали особой остроты. Нередко в лабораторию В. И. Вернадского молодежь возвращалась со сходок, разгоряченная политическими спорами, и часто скрывалась здесь от казачьих пикетов. Среди учеников Владимира Ивановича всегда особенно горячо обсуж­ дались вопросы о свободе. Многие ученики Владимира Ивановича были арестованы, высланы из Москвы, а один из них, Борис Адольфович Лури, был убит во время политической демонстрации 9 января 1905 г. Еще в декабре 1904 г. профессор К. А. Тимирязев и В. И. Вернадский в статьях об академической свободе выдвинули задачу создания Всерос­ сийского объединения профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Так создался так называемый Академический союз, который приурочил к юбилею Московского университета особую записку о нуж­ дах высшей школы. Под этой запиской были собраны подписи 16 академи­ ков, 125 профессоров и 201 приват-доцента. Она появилась в «Русских ве­ домостях» и сделалась известной обществу под именем «Записки 342 ученых». Одним из инициаторов и авторов этой записки был В. И. Вернадский. Тем не менее, вопрос о высшей школе все осложнялся я осложнялся. После явно провокационного распоряжения Совета министров от 11 янва­ р я 1911 г. о запрещении студенческих собраний в Московский универси­ тет ворвалась полиция, которая стала даже вмешиваться в учебный по­ рядок. Выборная администрация в лице ректора Мануйлова и профес­ соров Мен бира и Минакова вынуждена была подать в отставку. Министр Кассо не только принял отставку, но и отстранил всех трех профессоров от преподавания в университете. Оскорбленные члены Совета универси­ тета в знак солидарности со своим президиумом стали подавать в отставку. Кассо этот конфликт использовал и уволил из Московского университета 126 профессоров и преподавателей. Среди них были передовые ученые и на первом месте академик В. И. Вернадский, профессора К . . имиря зев, П. Н. Лебедев, Н . Д. Зелинский, Н. А. Умов, П. Г. Виноградов и многие другие. По физико-математическому факультету были освооож-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz