Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. Д. И. Щербаков]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. 5. - 858 с., [1] л. портр. : ил. - Библиогр.: с. 626-627 и в конце гл.
792 И З ИСТОРИИ МИНЕРАЛОГИИ И ГЕОХИМИИ «перехода» от гимназии к университету, периодом духовного обновления и увлечения новыми идеалами, новыми «мечтами». Профессура физико-математического факультета в эти годы была ис ключительно блестящей — Менделеев, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Фаминцын, Бутлеров и др. Они оставили огромный след в истории есте ствознания в нашей стране. В научных заседаниях Общества естествоиспытателей при Петербург ском университете и в Минералогическом обществе Владимир Иванович впервые познакомился с точным умом академика П. В. Еремеева, стал сле дить за работой Н. И. Кокшарова. Но самое сильное впечатление в эти первые годы университетской жизни произвел на него Александр Петрович Карпинский, уже тогда игравший большую роль в научных кругах Петер бурга. На университетских лекциях перед молодыми слушателями открылся как бы новый мир. Владимир Иванович писал: «Мы все бросились страст но и энергично в научную работу, для которой мы были плохо подготов лены прошлой жизнью. Первые годы гимназии казались нам напрасным временем...» Но, тем не менее, еще в гимназические годы у Владимира Ивановича зародилась любовь к истории и появилось первое увлечение античным миром. Выдающуюся роль в жизни университета играл в эти годы молодой Д. И. Менделеев. Это были годы расцвета его таланта, годы, когда создава лась и росла периодическая система (1880—1888), когда Менделеев с та ким успехом выступал в Королевском обществе в Лондоне и его слушали такие крупные мировые ученые, как Монд, Крукс, Ньюлендс и др. К лекциям Менделеева по химии страстно прислушивался молодой Вер надский, увлекавшийся новыми мыслями своего учителя. Он уже тогда оценил значение эксперимента в точном знании. Владимир Иванович в своих воспоминаниях ярко и образно рисует нам, как в эти годы он научился понимать всю бесконечность и роль точ ного знания, все исключительное значение науки в жизни и в развитии человечества. В эти замечательные годы борьбы за науку вторым, оказавшим огром ное влияние на Владимира Ивановича, был В. В. Докучаев — человек редкой инициативы и деятельности. На его лекциях Владимир Иванович научился понимать значение точного знания и точного метода исследова ния. Не философские обобщения, не туманная область неведомых природ ных явлений, не математический подход к точному знанию, а отдельные факты, блестяще объединенные, сумели гармонически связать старые представления о почве и создать стройную новую науку —почвоведение. Сейчас оригинальная мысль Докучаева сделалась настолько обще признанной, что кажется аксиомой для понимания всего географического ландшафта мира. Из классического труда Докучаева «Русский чернозем» Владимир Иванович почерпнул глубокую идею о почве как особом естественноисто рическом теле, и многие его мысли в биогеохимии коренились в идеях Докучаева. На лекциях Докучаева и в его лаборатории Владимир Иванович впер вые осознал значение природных фактов, он убедился, что почвы являются особыми образованиями, наряду с минералами, горными породами и ор ганизмами. В. В. Докучаеву были тогда чужды новые течения кристаллографии, он не понимал также роли грядущей минералогии, но Владимир Иванович: впоследствии своей живой мыслью дополнил блестящие идеи Докучаева^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz