Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. Д. И. Щербаков]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. 5. - 858 с., [1] л. портр. : ил. - Библиогр.: с. 626-627 и в конце гл.

ГЕОХИМИЧЕСКИЙ ОЧЕРК КРЫМА 735. части полуострова газы сыграют значительную промышленную роль. Однако прп всех этих трудностях в отношении энергетической базы Крыма нельзя забывать того, что Крым расположен близко от двух крупных угольных районов СССР — Донецкого бассейна и Ткварчель- ского месторождения в Грузии. Если с первым он связан железной до­ рогой, то со вторым — дешевым морским транспортом. При наличии оборудованного угольного порта в Очемчирах ткварчельский уголь, возможно, явится топливом, наиболее благоприятным для снабжения Крыма. П у т и с о о б щ е н и я и п е р е в о з к и . В общем Крым, благо­ даря незначительным размерам и расположению между Азовским и Черным морями, достаточно обеспечен транспортом, тем более, что основ­ ная железнодорожная магистраль пересекает его, давая ответвление к Керчи и Феодосии, Евпатории и Перекопу. Актуальной является по­ стройка ряда небольших подъездных путей, которые установили бы связь между магистралью и наиболее важными месторождениями по­ лезных ископаемых. В первую очередь это касается подъездных путей между Симферополем и Бешуйскими угольными копями; во-вторых, постройки небольшой ветки из Симферополя по долине Салгира к Кур­ цам, к месторождениям кила и строительного камня; в-третьих, постройки ветки от Феодосии к Коктебелю для непосредственного вывоза трасов и создания цементного завода н, наконец,— к Старому Крыму для выво­ за агормышских известняков в качестве флюсов для Керченского и дру­ гих металлургических заводов. Однако наиболее важно проведение железнодорожного пути к Южно­ му берегу, причем, с точки зрения использования полезных ископаемых, наиболее интересным было бы направление Бахчисарай — Сюрень — Кок- козы с перевалом на Скели, далее — под Байдарскими воротами на Южный берег, хотя этот вариант представляет значительные техниче­ ские трудности. О с н о в н ы е о т р а с л и г о р н о п р о м ы ш л е н н о г о п р о ­ и з в о д с т в а . Мы можем наметить следующие типы горнопромышлен­ ного производства, постепенный план развития которых представляет главную задачу промышленного развития края. 1. Развитие черной металлургии с попутным использованием всего марганца, фосфора, ванадия, шлаков как цементного материала,газов и пр. 2. Развитие химической промышленности на основе солей перекопских озер и Сиваша, с постепенным переключением ее на металлургию метал­ лического магния и с выделением брома и иода. 3. Химико-энергетический комбинат, основанный на использовании нефти и газов Керченского полуострова. 4. Добыча флюсовых известняков для черной металлургии. 5. Заводы и комбинаты строительных материалов — в первую очередь цемента и облицовочных материалов, пильных штучных камней и извести. 6. Создание своей керамической и стекольной промышленности. Для первой — широкое использование сортов кирпичных и гончарных глин, для второй — использование кварцевых песков с применением изверженных пород (липаритов, андезитов), содержащих значительное количество щелочей и дающих непосредственно нужную шихту для плавки. 7. Создание заводов по изготовлению минеральных красок из сырья различных типов. й 8. Промышленность минеральных вод, на которую до сих пор оЬраща- ли мало внимания. В этом отношении нужно форсировать не только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz