Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. Д. И. Щербаков]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. 5. - 858 с., [1] л. портр. : ил. - Библиогр.: с. 626-627 и в конце гл.

568 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГЕОХИМИИ построить эту геохимическую схему, ограничив поле изучения определен­ ным районом. Таким районом, например, в Музее Академии наук явля ­ ется территория России, и сообразно с этим в музее представлены минералы республик Советского Союза, т. е. те разнообразные минеральные тела, которые находятся в том или ином виде на всей огромной территории нашей страны. И, следовательно, имея целью возможно полное представ­ ление минералов России, мы достигаем постепенно и правильного реше­ ния нашей основной задачи — накопления материала для тех или пных геохимических выводов. Такова первая задача Минералогического му­ зея— его научная постановка в свете современных идей минералогии и геохимии. В ней, конечно, центр тяжести музейной работы, но, вместе с тем, в ней только одна сторона, одна грань многогранного музейного дела. Музей должен не только искать достижений в области научного знанпя, но и, по возможности, распространять те идеи, которые им завоевываются. Идея просветительного характера может быть превосходно вложена в те задачи, которые преследует новое направление минералогических му­ зеев, так как несомненно, что изображение взаимоотношений минералов в той сложной форме, в которой они встречаются в природе, динамика процессов — «химическая жизнь земной коры» — составляют одну из блестящих и интереснейших задач, которые могут захватить своей широ­ той и глубиной даже мало подготовленных посетителей и привлечь мо­ лодых натуралистов к новым геохимическим идеям. Коллекция химических соединений, иллюстрирующая взаимоотно­ шения минералов в природе, показывающая их переходы и явления хими­ ческого превращения и совместного накопления в земной коре — все это должно быть представлено в такого рода музее и явиться незаменимым орудием для развития и популяризации тех идей, которые положены в основу современного естествознания. Музей есть гармоническое сочетание этих двух начал: научно-иссле- довательской деятельности и научно-просветительной работы, и в связи с этим и должно вестись его построение, связанное, с одной стороны, с правильно экспонированными выставочными залами, с другой — с ис­ следовательскими научными работами, лабораторий, кабинетов, мастер­ ских. МИНЕРАЛО ГИ ЧЕСКИЙ МУ ЗЕЙ АКАДЕМИИ Н А У К В ПРОШЛОМ Минералогический музей Академии наук ни по своему внутреннему содержанию, ни по своей конструкции, ни по своему прошлому не похож на другие два прекрасных минералогических музея Ленинграда. Музей Горного института и Музей университета связаны с учебными заведени­ ями, тогда как Минералогический музей Академии наук являлся исклю­ чительно научным учреждением и по своей просветительной деятельно­ сти не мог до сих пор сыграть большой роли в общей педагогической или просветительной работе музеев России. В сущности, характер научного учреждения, объединяющего научных деятелей для научной работы, на­ лагал , налагает и будет налагать на такой музей своеобразные, специфи­ ческие черты; его деятельность тесно связана с тем характером научной работы, которая в нем ведется, с тем персоналом и с тем научным творче­ ством, которое его одухотворяет; без этой связи музей остался бы мерт­ вым учреждением, несмотря на все изменения и улучшения, которые мы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz