Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. Д. И. Щербаков]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. 5. - 858 с., [1] л. портр. : ил. - Библиогр.: с. 626-627 и в конце гл.

ВОДА В ИСТОРИИ ЗЕМЛИ 517 тике. Общий упадок умственной жизни, научной работы, отсутствие энер­ гичных, ищущих умов — все это на много столетий задерживает весь ход научных завоеваний человечества. В таинственной обстановке алхимических лабораторий вновь воз­ рождаются старые идеи о воде: при ее выпаривании на дне сосудов и ре­ торт алхимика остается твердый осадок: земля и соли рождаются из воды, и в новом свете вновь возвращается мысль к забытым идеям Фалеса Ми­ летского. Среди всего тумана этой эпохи медленно и постепенно начинается отре­ звление, и на пороге XV II в. глубокие философские обобщения пытаются влить новый свет в старые представления. Ярким выразителем новых идей явился Декарт, давший в 1637 г. первую попытку обоснованной кос­ могонии: его теория говорила о далеком прошлом нашей планеты, о ста­ дии космической вихревой туманности, о потоках огнедышащих масс, за­ стывших в твердую кору. Эта кора прочно сковывает внутреннюю массу, подобную Солнцу; па ней собирается сплошной покров жидкой воды, а выше тянется земная атмосфера. Но атмосфера первое вре­ мя является нечистой, в ней мало-помалу собирается новая пленка из глины, песка, обломков камней и пыли. Вода оказывается под этой твердой пленкой земли; она не может сама подняться на поверхность, но солнечные лучи пронизывают тонкий покров и нагревают воду; покров лопается, разрушается, вздымаются горы, а вода выливается на поверхность, обра­ зуя моря и океаны. Так намечается первая геологическая теория, и гнев­ ным отрицанием встречается она защитниками всемирного потопа, ко­ торому не отводилось места в космогонии Декарта. Не расходится с этими взглядами, по существу, и вторая теория, выдвинутая Лейбницем, кото­ рый говорил, что первоначально пары воды при охлаждении Земли сгу­ стились в жидкие массы, залившие Землю, и потом только вода ушла во внутренние пустоты Земли. Эта теория получает еще более определен­ ную форму у одного из наиболее глубоких естествоиспытателей XV III в .— Бюффона, который определенно говорил, что вода может уходить с по­ верхности в глубины и вновь появляется на свет, что «воды неба», падая на Землю, разрушают ее поверхность, стекая в океаны. И наравне с этими космогоническими учениями, мало-помалу про­ бивавшими дорогу к современным идеям, упорно держались узкие взгляды ветхозаветных космогоний, не допускавших никаких других идей кроме идеи о всемирном потопе и его значении в истории Земли. Раковины, на­ ходимые иногда на высоких горах, казалось, подтверждали эти мысли; Шейхцнер описывал саламандру под именем «человека — свидетеля по­ топа», а Вольтер, впадая в другую крайность, насмешливо высказывал идею, что раковины на горы занесены пилигримами, возвращавшимися из Святой земли. Идеи Бюффона, так смело говорившего о некогда распла­ вленной массе Земли, о разрушительной воде небес и созидающей воде океанов, не могли не встретить упорных и горячих возражений, и под влиянием пападок со стороны теологического факультета в Париже Бюф- фон принужден был в 1751г. торжественно отказаться от своих теорий. Н А У Ч Н Ы Е П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я О ВОД Е Так зигзагами развивалась научная мысль, то приближаясь к совре­ менным идеям, то удаляясь от них, и еще много лет должно было прой­ ти с этого периода, пока законы странствования воды, как закономерного соединения двух газов (открытия Кавендиша 1781 г. и Лавуазье 1784- 1789 гг.), не вылились в строго научную форму. Только в середине XIX

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz