Ферсман, А. Е. Избранные труды / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [отв. ред. Д. И. Щербаков]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. 5. - 858 с., [1] л. портр. : ил. - Библиогр.: с. 626-627 и в конце гл.

516 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГЕОХИМИИ ких теорий древних подымались эти вопросы о происхождении и судьбах воды, и сейчас подымаются они, правда, в несколько измененном виде, в лабораториях ученых. Так, из седой старины унаследовала наша наука одну из загадок природы, и лишь несмелыми попытками подходит она сейчас к их разрешению, но в науке, как и в жизни, многие идеи нередко держатся лишь в силу привычки и давности. И только в свете и с т о р и и нам сделаются понятными все зигзаги научной мысли, ее современные пути и заблуждения. П Е Р В Ы Е П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я О ВО Д Е На востоке — там, где зародилось и само человечество и его мысль, его вера и его этические представления, там, еще далеко за границей исто­ рической эпохи, создались первые сказания о воде. Среди жаркого тро­ пического климата, в стране, то лишенной в течение долгого периода жи­ вительной влаги, то наводненной бешеными потоками южного дождя или бурными морскими валами, неизбежно привык человек к власти воды, как доброго и злого божества. Еще в священных книгах Вед (Индия) мы встре­ чаем указание на всемирный потоп, а в основу всей жизни и всего мира кладется там вода, из которой произошло все остальное. И те же сказа­ ния приходят из древнего Египта, где священный Нил олицетворял бо­ жество природы, где призрак неизбежной гибели без воды в пустыне слишком хорошо был известен каждому. Повторяются все те же картины в ряде книг вавилонских жрецов и еврейских сказаний, в своеобразном эпосе американских народов и в религиозных обрядах южных славян. И, в противоположность этому мировоззрению Востока и Юга, создавались иные сказания на севере финно-скандинавских стран. Еще сейчас в глуши Архангельской губ. можно подметить отголоски этих старых представле­ ний: воды вокруг было много, не она обусловливала жизнь и смерть обита­ теля Севера, Солнце и свет являются живительным началом мира, из них родилась Земля и в них начало жизни. Так создавались самые первые теории о Земле и воде, первые космо­ гонические учения, и условия жизни и окружающей природы налагали на них свой глубокий отпечаток. Вот высится гора, окруженная со всех сторон морем, всемирным океа­ ном; его волны подымаются к небу, сливаясь с ним в небесный свод. Из ле­ вого отверстия в боковом канале встает Солнце, в правом заходит оно, что­ бы в течение ночи, обойдя вокруг океана, вновь вернуться на старое место. Это — мировоззрение халдеев, и оно в несколько измененном виде пере­ ходит и к грекам. Философская мысль придает этим представлениям более отвлеченный характер, и в учении Фалеса Милетского вода делается нача­ лом всего в мироздании: даже звезды, Луна и Солнце вызываются к жизни испарением вод. Точные географические данные начинают примешиваться к космого­ ническим представлениям Востока; Земля рисуется в виде плоского круга, через нее протекает рекаОкеанос, а вокруг расстилается безбрежное, все­ мирное море — Панталасса. Без резких изменений переходят эти взгляды и в древний Рим; мало- помалу возникает представление о шарообразной форме Земли, но оно не вносит сколько-нибудь глубоких изменений во все миросозерцание, и по- прежнему всеобщий океан является и началом и концом всего сущего..- Наступают средние века; свободная научная мысль бьется в тисках церкви, смелые и новые представления кажутся еретическими, а идеи всемирного потопа не допускают не только возражений, но и попыток к кри­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz