Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.

тали. Вместо отдельных далеких экспедиций началась д ли ­ тельная каждодневная работа, лабораторные исследования, технологические испытания. Новые проблемы и задачи, обу­ словленные развитием этого края, выдвигали и новые формы исследовательской работы. В 1926 году Институтом по изучению Севера была начата промышленная разработка Кукисвумчоррского апатитового месторождения. Здесь был построен первый каменный дом, крытый берестой, — первый хибинский «небоскреб». В 1928 году история исследований Хибин вступает в сле­ дующую, новую фазу. Вполне реально вопрос об овладении Хибинскими тундрами был поставлен только в этом году, когда данные разведки подтвердили наличие крупнейшего месторождения апатита. В это же время заговорили и о создании в Хибинах горно­ промышленного центра. В те годы еще господствовало представление об исклю­ чительных трудностях строительства в условиях Кольского полуострова. И предположения о создании здесь различных видов промышленности встречали много сомнений и в о з р а ­ жений. Но Ленинградский обком партии во главе с С. М. Киро ­ вым уже осенью 1928 года определенно высказался за необ­ ходимость решительных мероприятий по изучению и использо­ ванию богатств Хибинских тундр. По предложению Сергея Мироновича с весны 1929 года при Ленинградском Совете н а ­ родного хозяйства была организована специальная апатито­ нефелиновая комиссия, которая и должна была составить план исследовательских работ, а затем приступить к хозяйст­ венным мероприятиям по освоению края. И в первую очередь эта комиссия наметила проведение дороги к месторождению Кукисвумчорра. У пересечения этой дороги с Мурманской м а ­ гистралью был построен первый домик этой организации, с гор­ дой вывеской: «Ленинградский совнархоз. Апатито-нефелино- вая комиссия» ... А к сентябрю уже была построена автомобильная дорога, соединяющая апатитовое месторождение с линией железной дороги. Это было совершенно необходимое мероприятие, без которого немьіслимо было наладить добычу и вывоз апатита. По этой первой в Хибинах автомобильной дороге немедленно же началось оживленное движение грузовиков. По ней еще летом этого же года была переброшена и первая партия р а з ­ ведчиков I Научно-исследовательского института удобрений. !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz