Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.

направляется на север — к Мурманскому побережью. Впер выс треска появляется здесь в конце января, а уже в марте и апреле у Рыбачьего полуострова стоят громадные косяки трески и сходной с ней рыбы пикши, занимая порой огромное пространство — около 70 километров длиной и 50 кило­ метров шириной. Второй по значению промысловой рыбой на Мурмане яв ­ ляется сельдь. Она появляется здесь в конце лета, под осень. Косяки сельди часто бывают настолько плотными, что видны на далеком расстоянии, а чайки держатся на них, как на твердой земле. К берегам Мурмана подходит т акже камбала, крупная рыба палтус, зубатка, морской окунь и другие. Ры б ­ ные богатства Мурмана поистине огромны. Русское рыболов­ ство на Мурмане имеет славное прошлое. В XVIII столетии русские рыбопромышленники имели на севере первенствую­ щее значение. Их называли учителями норвежцев в морском и рыбном промысле. Русские суда в большом количестве н а ­ правлялись, например, за моржом на остров Грумант, как тогда называли остров Шпицберген. Дальнейшему развитию промыслов препятствовала, кроме нехватки ловцов, и чрезвычайно примитивная техника лова. Русские ловцы пользовались преимущественно шнеками, под­ нимающими всего двести пудов, и еще более мелкими суда ­ м и— «ёлами», поднимающими не более ста пудов. Никаких механических двигателей на этих судах не было. Положение дела ухудшало и отсутствие на Мурмане пристаней, а т акже недостаток маяков. Почти вся изловленная рыба з а с а ли в а ­ лась, но засол этот производился обычно прямо в грязных трюмах рыболовных судов. Никаких рыбоконсервных з а в о ­ дов на Мурмане в то время не существовало. После Октябрьской революции правление Мурманской железной дороги основало на Мурманском побережье ряд факторий, пристаней, несколько салотопенных заводов и один рыбоконсервный. Дорога начала принимать меры по обеспечению рыболо­ вецкого населения траулерами, моторными ботами и лодками. Организован был кредит рыболовным артелям на приобрете­ ние орудий лова и предметов снаряжения, который постепенно погашался «натурой», то есть продуктами промысла. В неисследованном, диком, заброшенном крае необходимо было положить начало и сельскому хозяйству. Поэтому в Лоухах и Хибинах были созданы опытные сельскохозяй­ ственные станции. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz