Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.
Фиорд Лица на Западном Мурмане. Когда английские интервенты и белогвардейцы были из гнаны с Кольского полуострова. Петроградский Исполком н а правил туда специальную комиссию, которая должна была решить вопрос: как поступить с разоренной интервентами железной дорогой и, стало быть, определить дальнейшую судьбу края. После продолжительной и основательной проработки во проса на месте комиссия 1 вынесла следующее решение: «Имея в виду экономические возможности Северного края, в пределах которого пролегает дорога, и учитывая ее государ ственное, а т акже и стратегическое значение...» признать существование Мурманской дороги б е з у с л о в н о н е о б х о- д и м ы м. И в последующие десять лет Мурманская железная дорога действительно стала дорогой совершенно нового типа. Она сыграла гюистине организующую роль в жизни всего огромного Северного края. Дорога была превращена в хозяйст венную организацию. Руководителям дороги было предложено достроить ее, не прибегая к помощи казны — хозяйственным способом. Денег им не отпустили, но отвели в их распоряже ние огромный массив в три миллиона гектаров нетронутой земли, лесов, тундр, болот, вод и гор с сокровищами их недр. Мурманское побережье отличается от прочего Севера относительно мягким климатом, что объясняется проходящим здесь теплым течением Гольфстрим. Бла годаря этому здесь д аже зимой большая часть заливов и бухт не замерзает. Теплое течение и изрезанность берегов заливами и бухтами привлекают сюда массу рыбы, которая остается здесь на все лето. Еще зимой, в декабре, у берегов Норвегии собирается в огромном количестве треска. Здесь она мечет икру, а затем 1 В состав *тоіі комиссии входил и академик А. Е. Ферсман — автор ^той книги (прим, род ) . 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz