Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.

12 октября 1919 года последние эшелоны союзных войск бежали из Мурманска. Но еще около четырех месяцев после этого продержалась уже бессильная и безвольная «власть» белых. В феврале 1920 года большевиками было поднято откры­ тое восстание в Мурманске. Одновременно было поднято вос­ стание на железнодорожных станциях Кола, Шонгуй, Им а нд ­ ра. 3 результате вся Мурманская дорога ока залась в руках Советов, и попытка белых продвинуться на север со станции Масельской успеха не имела. Белые были окончательно р а з ­ громлены. В эту же ночь (21 февраля) на станции Имандра был избран местный исполком, и советская власть была вос­ становлена повсеместно. Тайные замыслы капиталистов лучше всего иллюстри­ руются сделкой (к счастью, не состоявшейся) между бело­ гвардейским правительством Северной области и представите­ лем английских военных и финансовых кругов. По этому проекту Англия должна была получить Кольский полу­ остров в аренду сроком на 99 лет с правом эксплуати­ ровать рыбные и водные богатства и производить добычу полезных ископаемых. А за это она должна была предоста­ вить в распоряжение белогвардейского командования «тран­ спорты продовольствия и другие необходимые предметы и средства в допустимых английским правительством пределах». Цена за полуостров весьма сходная, а условия оплаты весьма туманные! Занятие войсками Красной Армии главных узловых стан­ ций разрушило эти намерения, и бывшие союзники царской России были сброшены в Баренцево море. После освобождения Мурманска от интервентов ж е л е з ­ ная дорога представляла собой в техническом отношении на 70 процентов недостроенную «времянку». Ввиду неизбежности больших вложений на исправление дороги и сомнительной их эффективности, возник проект — присоединить южную часть дороги от Ленинграда до Петро­ заводска к Октябрьской железной дороге и законсервировать всю ее северную часть. Но этот проект, к счастью, реализован не был. Вопрос о Мурманской железной дороге ока зался фак ти ­ чески вопросом о судьбе и будущности всего Северного края. Конечно, Мурманская желе зная дорога могла сыграть и должна была сыграть громадную роль в хозяйственном р а з ­ витии всего Заполярья. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz