Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.

ней керёже всегда едет «опас» — проводник, хорошо знающий местность. Он едет не какой-нибудь определенной, дорогой, а целиной, руководствуясь в пути своим знанием местности и отдельными приметами. Днем он определяет путь по солнцу, по направлению ветвей, по камням, твердо зная, что та сто­ рона, с которой они обросли мхом, — юг; а ночью ориен­ тируется по звездам. Вот тут-то и можно полностью испытать все «удовольст­ вия» езды по тундре, кувыркаясь с болоком под гору, получая в придачу щедрые толчки от ударов болока о встречающиеся на пути деревья или камни. Но бывают и еще более грустные случаи. Нередко болок при сильном толчке отрывается от передней керёжи. Но проводник этого не замечает и продол­ жает ехать дальше. Тогда путнику остается надеяться только на то, что рано или поздно проводник заметит его отсутствие и вернется к нему. Дорога идет то обширною снежною равниною, то кру­ тыми отлогими горами, то через озера и редкие перелески. Впряженный в керёжу олень может везти не более пяти пудов или одного человека. Олень тащит керёжу за ре­ мень, проходящий от хомута между его ногами, под брю­ хом. Несколько таких керёж, тянущихся одна за другою, называются райдою. Во вре­ мя метели райда останав ­ ливается. Управляются керёжи вожжою, привязанной к ро­ гам оленя. Опас, перекиды­ вая эту вожжу на правый или на левый бок, з а с т ав ­ ляет приученное животное или бежать, или останавли­ ваться. Оленя не погоняют ни плетью, ни палкой. Чтобы заставить его бежать бы­ стрее, достаточно хлопнуть его по боку ВОЖЖОЙ ИЛИ Готов к поездке в б о л о к е . прикрикнуть на пего. Рисунок 1877 года. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz