Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.
ней керёже всегда едет «опас» — проводник, хорошо знающий местность. Он едет не какой-нибудь определенной, дорогой, а целиной, руководствуясь в пути своим знанием местности и отдельными приметами. Днем он определяет путь по солнцу, по направлению ветвей, по камням, твердо зная, что та сто рона, с которой они обросли мхом, — юг; а ночью ориен тируется по звездам. Вот тут-то и можно полностью испытать все «удовольст вия» езды по тундре, кувыркаясь с болоком под гору, получая в придачу щедрые толчки от ударов болока о встречающиеся на пути деревья или камни. Но бывают и еще более грустные случаи. Нередко болок при сильном толчке отрывается от передней керёжи. Но проводник этого не замечает и продол жает ехать дальше. Тогда путнику остается надеяться только на то, что рано или поздно проводник заметит его отсутствие и вернется к нему. Дорога идет то обширною снежною равниною, то кру тыми отлогими горами, то через озера и редкие перелески. Впряженный в керёжу олень может везти не более пяти пудов или одного человека. Олень тащит керёжу за ре мень, проходящий от хомута между его ногами, под брю хом. Несколько таких керёж, тянущихся одна за другою, называются райдою. Во вре мя метели райда останав ливается. Управляются керёжи вожжою, привязанной к ро гам оленя. Опас, перекиды вая эту вожжу на правый или на левый бок, з а с т ав ляет приученное животное или бежать, или останавли ваться. Оленя не погоняют ни плетью, ни палкой. Чтобы заставить его бежать бы стрее, достаточно хлопнуть его по боку ВОЖЖОЙ ИЛИ Готов к поездке в б о л о к е . прикрикнуть на пего. Рисунок 1877 года. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz