Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.
Весной и осенью во время распутицы почтовый тракт бездействовал; самое же оживленное время на тр а к т е — конец февраля и н а чало марта, когда тысячи промышленников отправля лись на мурманские рыбные промыслы, частью пешком, частью на оленях. 5Но не много радостей приносил и этот зимний путь, хотя он и шел по ма терику. Ехать приходилось на оленях в керёжах. Ке- рёжи это саамские сани, сделанные из тонких досок, имеющие форму маленькой лодочки с низким широким килем, заменяющим полоз, с отрезанною кормою и с ост рым вздернутым носом. Что бы керёжа легче скользила по насту, дно ее обливают водою, образующей на холоде слой льда. Длина к е р ёж и— 1*/2—2 метра. Д л я особо «почетных» проезжающих устраивается крытая повозка, для чего на керёжу накладывают крышку — так н а зываемый «волчок». В результате получается нечто вроде н а шей кибитки, и этот своеобразный экипаж называется по- с а ам с к и— «болок». В-нем можно только полусидеть или по лулежать в очень неудобном положении. Отверстие, через которое входит седок, закрывается парусиной и завязывается снаружи веревкой так, что сидящему в нем выйти без посто ронней помощи нельзя. Кроме того, путника еще укрывают «роввою» — одеялом из оленьих шкур. Вот з ав яжут седока наглухо в таком экипаже, подпрягут оленя, привяжут его к передней керёже, в которой едет про водник, и, выбравшись из погоста в открытую безлюдную тундру, керёжа направляется до следующего расположенного на пути погоста. Не задумываясь об удобствах пути, саами начинает по крикивать на оленя да похлопывать «игной» (ремнем, при вязанным к рогам), которая служит ему вожжами . В перед Ло пар ка с керёжкой. Рисунок 1877 года. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz