Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.
вежи и курные избушки, расположенные в центре рыбных рай онов и хороших оленьих ‘пастбищ. Такие саамские вежи не раз выручали нас во время нашей Хибинской экспедиции. Они покрыты березовой корой и р а з бросаны в разных местах. Около них сохранились загоны для оленей, а иногда и крытые навесы — леммы. Через сорок лет после своего поселения в Ловоз ере приш лое население по численности переросло коренное саамское и стало национальным большинством в Ловозерском районе. В XIX веке было несколько попыток поднять этот край. Но кончились они неудачно. Местные администраторы счи тали, что «водворение на Мурмане живого элемента при суще ствующих ужасных климатических условиях немыслимо, как немыслимы устройство путей сообщения и колонизация края». В 80-х годах неутомимый исследователь Печоры, земляк Ломоносова, помор М. К. Сидоров попытался заинтересовать судьбой Севера будущего царя — Александра III — и написал на его имя докладную записку о средствах вырвать Север России и его народы из бедственного положения. Сидоров ука зывал на полную возможность продвинуть границы з емле делия на Крайний Север. Ответ был лаконичен, грозен и безграмотен. Воспитатель будущего царя генерал Зиновьев писал: «Так как на Севере постоянные льды и хлебопашество невозможно и никакие другие промыслы немыслимы, то, по мнению моему и моих приятелей, необходимо народ удалить с Севера во вну тренние области государства, а вы хлопочете наоборот и объ ясняете о каком-то Гольфштреме, которого на Севере быть не может. Такие идеи могут проводить только помешанные». Министр финансов Витте, объехав этот край в 1894 году, обратился к тому же Александру III с предложением устро ить здесь крупный торговый и, особенно, военный порт, про ведя к нему двухколейную железнодорожную магистраль. Но вместо этого предполагаемого северного порта началось стро ительство военной гавани в Л и б а в е . .. Положение Кольского полуострова в XIX веке хорошо освещено инженером Б. А. Ригіпасом: «Здесь есть: полиция, лесничие, акцизные, таможенные и другие чиновники, кото рые по роду своей службы призваны действовать более репрес сивными мерами, но нет ни земства, ни другого какого учре ждения, на обязанности которого л ежа л а бы инициатива и деятельная забота о крае» .. «Нам непростительно считать 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz