Ферсман, А. Е. История одной тропы : (из истории Кольского полуострова) / А. Е. Ферсман. – Ленинград : Детгиз, Ленинградское отделение, 1959. - 107, [2] с. : ил.

вежи и курные избушки, расположенные в центре рыбных рай ­ онов и хороших оленьих ‘пастбищ. Такие саамские вежи не раз выручали нас во время нашей Хибинской экспедиции. Они покрыты березовой корой и р а з ­ бросаны в разных местах. Около них сохранились загоны для оленей, а иногда и крытые навесы — леммы. Через сорок лет после своего поселения в Ловоз ере приш­ лое население по численности переросло коренное саамское и стало национальным большинством в Ловозерском районе. В XIX веке было несколько попыток поднять этот край. Но кончились они неудачно. Местные администраторы счи­ тали, что «водворение на Мурмане живого элемента при суще­ ствующих ужасных климатических условиях немыслимо, как немыслимы устройство путей сообщения и колонизация края». В 80-х годах неутомимый исследователь Печоры, земляк Ломоносова, помор М. К. Сидоров попытался заинтересовать судьбой Севера будущего царя — Александра III — и написал на его имя докладную записку о средствах вырвать Север России и его народы из бедственного положения. Сидоров ука зывал на полную возможность продвинуть границы з емле ­ делия на Крайний Север. Ответ был лаконичен, грозен и безграмотен. Воспитатель будущего царя генерал Зиновьев писал: «Так как на Севере постоянные льды и хлебопашество невозможно и никакие другие промыслы немыслимы, то, по мнению моему и моих приятелей, необходимо народ удалить с Севера во вну­ тренние области государства, а вы хлопочете наоборот и объ­ ясняете о каком-то Гольфштреме, которого на Севере быть не может. Такие идеи могут проводить только помешанные». Министр финансов Витте, объехав этот край в 1894 году, обратился к тому же Александру III с предложением устро­ ить здесь крупный торговый и, особенно, военный порт, про­ ведя к нему двухколейную железнодорожную магистраль. Но вместо этого предполагаемого северного порта началось стро ­ ительство военной гавани в Л и б а в е . .. Положение Кольского полуострова в XIX веке хорошо освещено инженером Б. А. Ригіпасом: «Здесь есть: полиция, лесничие, акцизные, таможенные и другие чиновники, кото ­ рые по роду своей службы призваны действовать более репрес­ сивными мерами, но нет ни земства, ни другого какого учре­ ждения, на обязанности которого л ежа л а бы инициатива и деятельная забота о крае» .. «Нам непростительно считать 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz