Ферсман, А. Е. Апатито-нефелиновая проблема Хибинских тундр : с прил. 4 карт, 1 табл. и 14 фот.: (по данным работ и исследований на 15 окт. 1929 г.). - Ленинград : Науч. хим.-техн. изд-во: Науч.-техн. упр. ВСНХ, 1929. - 95,[1] с. : ил. - (Материалы по химизации народного хозяйства СССР ; Вып. 5). - Библиогр.: с. 92-93 (19 назв.).

— 95 — руднику № 1. Постройка 5-ти км шоссе с 26-го км вышеуказанной трассы к Малому Вудъявру и Горной Хибинской Станции Академии Н аук. В т о р о й ' о ч е р е д и — (но не позднее осени 1930 года). Необходимо приступить к постройке шоссейной линии от рудника № 1 (Апатитовый поселок) через Лопарский перевал по склонам Шодньюна и Ньюрпахк к Тульилухт на озере Умпъявр, где можно устроить прекрасную гавань для катеров шаланд, баркасов Для рыбной ловли и т. д. Этот путь около 30 км длины даст возможность снабжать рудник лесными материалами и приступить к детальному выявлению ископаемых богатств Юкспора, Эвеслогчорра и долины Вуоннемиока. Труден Лопарский пере­ вал. Т р е т ь е й о ч е р е д и — шоссейная магистраль через Хибинский мас­ сив от Горной Научной Станции через долину К уки свум к озеру Пай- Кунъявр и далее по северному склону Хибинских Тундр к ст. Имандра; это путь большого хозяйственного значения для использования северных лесных массивов—длина около 45 км; около Пай-Кунъявра намечаются санатории и дома отдыха. П оселени я намечаются в четырех местах: 1) к северу от ст. Апатитовая у железнодорожного моста через реку Белую до озера — поселок Апатито­ вый; 2) у разъезда железнодорожной ветки, на защищенных южных скло­ нах Айкуанвентчорра — поселок Нефелиновый в прекрасном защищенном месте, хорошо обслуживаемый путями сообщения; 3) поселок Лабунцово между Большим Вудъявром и долиною Юкспориока — здесь должен быть центр управления, центральная электрическая и телефонная станция, ма­ стерские и железнодорожный поселок; 4) поселок пр;; руднике № 1 в до­ лине Лопарской (на месте современного Апатитового поселка)—только для обслуживания рудника № 1; 5) поселок Тулья в богатейшей низине у Тульилухт. Г и д р о э л ек тр и ч е ск и е ста н ц и и пока намечены в месте истоков р. Белой из Б. Вудъявра и М. Вудъявра и на западных склонах на Лутнермаиоке и Иидичиокс в тех местах, где конечные морены замыкают долину и заста­ вляют реку протекать в узких прорванных ими обрывистых берегах. Последние данные изысканий говорят о малой рентабельности этих станций, при чем первые две единственно-хозяйственные, могут дать не более J000 —1200лошадиных сил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz