Ферсман, А. Е. Апатито-нефелиновая проблема Хибинских тундр : с прил. 4 карт, 1 табл. и 14 фот.: (по данным работ и исследований на 15 окт. 1929 г.). - Ленинград : Науч. хим.-техн. изд-во: Науч.-техн. упр. ВСНХ, 1929. - 95,[1] с. : ил. - (Материалы по химизации народного хозяйства СССР ; Вып. 5). - Библиогр.: с. 92-93 (19 назв.).

Объяснения к карте — хозяйственные перспективы Хибин­ ских Тундр. Карта дает представление о Хибинских Тундрах с двумя апатитовыми полосами (дугами) и намечает собою те хозяйственные мероприятия, кото­ рые должны быть в ближайшие годы осуществлены. Западная полоса в первые годы оставляется без внимания, и строительство сосредоточивается на южной полосе, которая разбита естественными долинами на несколько частей, Рудники. Рудник № 1—Кукисвумчорр—месторождение, которое пер­ вым должно итти в эксплоатацию и детально разведанное инж. Ф и в е г о м в 1929 г. Рудники № № 2 и 3—месторождения Юкспора (Пинуайчорра), пересекающие косо этот хребет и опускающиеся своими полосами, на север— в долину Лопарскую и на ю г— в долину Юкспориока. Рудник №№ 4 и 5 должен быть поставлен в Северных цирках Расвумчорра на Апатитовом отроге и Апатитовом цирке, а рудник № 6 пока ориентировочно поставлен на всей восточной части полосы, открытой в 1929 г. инж. В. И. В л о- д а в ц е м. Ж ел е зн а я д о р о г а намечена основною веткою к руднику № 1—от станции Апатитовой (как переименовывается разъезд Белый после пере­ носа его на полтора километра к югу) через станцию Нефелиновую и стан­ цию Лабунцово на левом берегу Юкспориока. где будет основной железно­ дорожный центр, на 22—23 километра; отсюда направляется ветка в 4 —5 км к руднику № 1, а потом—к следующим рудникам, по мере начала их де­ ятельности. Ветка в 4—5 км выйдет в Апатитовый цирк Расвумчорра, где будут заложены рудники №№ 4 и 5. От станции Нефелиновой намечается железнодорожный путь через станцию Южную и станцию Влодавцево к бе­ регу Умпъявра; этот путь, длиною около 30 км, позволит подойти ближе к восточной части апатитовой полосы и соединит озеро Умпъявр с его лес­ ными массивами и месторождениями полезных ископаемых (циркониевые руды, инфузорная земля, гранатовые месторождения). А в т о м о б и л ь н ы е д о р о ги . Одновременно с железнодорожным строи­ тельством необходима срочная организация строительства автомобильных дорог. Опыт 1929 года показал огромное хозяйственное значение этих дорог, и вместе с тем осенью после проливных дождей выявил необходимость очень капитальной их постройки с покрытием полотном шоссейного типа. Нами намечается следующая серия шоссейных дорог: П е р в о й о ч е р е д и — окончание и приведение в совершенный вид шоссе ст. Апатитовая через Нефелиновый поселок, поселок Лабунцово к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz