Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

60 Глава третья стороны, ценность этого района определяется и целым рядом его есте- ственно-географических факторов — сравнительно хорошими климати­ ческими условиями, значительно более теплыми, чем в других частях Кольского полуострова, прекрасными лесными массивами , 1 большим количеством вюды, наличием нескольких местных источников сосредо­ точенного падения, которые позволят получить энергию порядка не­ скольких тысяч kW (до 3 ООО—5 ООО kW). Наконец, весь этот район, прилегающий к Ионе и ее притокам, представляет интерес с точки зре­ ния сельскохозяйственных угодий и, как показали работы геоботаниче- ских партий Кольской базы Академии Наук в 1939—1940 гг., имеет ряд ценных лугов, позволяющих говорить об организации здесь не­ скольких крупных совхозов. Все это показывает, что Ионский район представляется участком большого перспективного значения, но что для его освоения необходим ряд конкретных мероприятий и серьезных капиталовложений. Основной задачей овладения Ионским районом являтся постройка путей сообщения. До последнего времени единственным удобным пу­ тем для попадания в район месторождения является самолет. Поэтому постройка автомобильной дороги из Пинозера или Зашеек и железно­ дорожной линии является первой задачей овладения краем. Протяже­ ние железнодорожной линии примерно 140—150 км по сравнительно удобным высотным отметкам . 2 Вторая задача заключается в детальном геолого-геофизическом изу­ чении как данного месторождения, так и всего прилегающего района. Только на основе составления прежде всего детальной геологиче­ ской карты, а также точного минералогического и геохимического исследования возможно создание ясного представления обо всем этом районе. Необходимы крупные буровые работы о общей проходкой по ­ рядка нескольких тысяч м. Наконец, необходимо на основании получен­ ных данных перейти к техно-экономическому анализу проблемы в це­ лом и выяснить все стороны, связанные с организацией крупного про­ изводства (см. прил. VII, стр. 297). Приложение. Как мы уже указывали, ряд сходных черт с Ионским месторождением имеет месторождение Куола-Ярви, перешедшее по мирному договюру к Карело-Финской республике (см. подробнее при титано-магнетите). Имеющиеся литературные данные далеко не достаточны для сужде­ ния о промышленной ценности этого месторождения по отношению к железной руде, тем более, что ее характер довольно изменчив, а со­ держание двуокиси титана сильно колеблется. Так, в одном образце, содержащем 45% окислов железа, имеется 2.54% окиси титана, а в. другом, содержащем, примерно, то же количество окислов (49.98%), содержание титана достигает 22 . 88 %. Основное отличие от Ионского месторождения заключается прежде всего в возрасте известняков, которые в данном случае относятся не к древним архейским, а к протерозойским отложениям, но это, очевидно, не меняет геохимии процесса, который в общем является одина­ ковым. Неудачные результаты старой магнитометрии (1899 г.) не могут сей­ час приниматься во внимание, поскольку методы геофизики за истек­ шие 40 лет сильно продвинулись вперед. Необходимо детальное изуче­ 1 С запасами, по подсчетам Л. Б. А н т о н о в а 1937, в 5 млн. м 3 древесины. 2 См. интересную записку о транспортной проблеме Е. Х а н у к о в а , 1937 (Архив Бюро НИС’а).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz